Главное фойе. Потолок.
Фото Дамира Юсупова |
Главное фойе.
Фото Дамира Юсупова |
Главное фойе.
Фото Дамира Юсупова |
Парадная лестница.
Фото Дамира Юсупова |
Лестница в Главное фойе.
Фото Дамира Юсупова |
Главное фойе.
Фото Дамира Юсупова |
Главное фойе. Лестница.
Фото Дамира Юсупова |
Хоровой зал.
Фото Дамира Юсупова |
Хоровой зал.
Фото Дамира Юсупова |
Хоровой зал.
Фото Дамира Юсупова |
Хоровой зал.
Фото Дамира Юсупова |
Хоровой зал.
Фото Дамира Юсупова |
Круглый зал.
Фото Дамира Юсупова |
Лестница на уровне бельэтажа. Фрагмент старой кладки стен.
Фото Дамира Юсупова |
Лестница на уровне четвертого яруса. Фрагмент старой кладки стен.
Фото Дамира Юсупова |
Вестибюль.
Фото Дамира Юсупова |
Центральная ложа.
Фото Дамира Юсупова |
Фрагмент росписи плафона. Терпсихора.
Фото Дамира Юсупова |
Фрагмент декора зрительного зала.
Фото Дамира Юсупова |
Реконструкция
Реставрация и реконструкция основного здания Большого театра стала колоссальным проектом мирового уровня. Здание театра давно уже воспринимается как один из символов России. Поэтому его восстановление постоянно находилось под пристальным вниманием государства и общественности.
Историческое здание Большого театра было закрыто на реконструкцию со 2 июля 2005 года.
Для координации участников проекта по распоряжению Президента России Дмитрия Медведева в 2009 г. была создана специальная межведомственная рабочая группа, контролировавшая ход реконструкции и реставрации главной сцены страны. В июле 2009 г. в проект по реконструкции и реставрации комплекса зданий Государственного академического Большого театра России вошла Группа «Сумма», основатель которой Зиявудин Магомедов является попечителем театра. Став обладателем контрольного пакета генерального подрядчика, Группа «Сумма» в кратчайшие сроки добилась существенного увеличения темпов работ.
История реконструкций и реставраций здания Большого театра началась практически с первых лет его существования. К моменту начала нынешней реконструкции износ здания составлял по разным оценкам от 50 до 70 процентов. Были предложены различные варианты его восстановления: от тривиального капитального ремонта до полной реконструкции существующего здания. В результате был выбран проект, одобренный труппой театра, архитекторами, деятелями культуры и т.д. Проект предусматривал проведение научной реставрации зрительской части театра и кардинальную реконструкцию части сценической с углублением подземного пространства. При этом должен был сохраниться исторический облик здания как памятника архитектуры.
В первые годы реализации проекта происходило тщательное изучение самого здания, сканирование его положения в пространстве, состояния его стен и фундаментов. И только осенью 2009 г. после многочисленных подготовительных работ огромное и сильно изношенное здание Большого театра было перенесено с временных опор на постоянный фундамент, и в театре началась масштабная реставрация. За последовавшие затем два года были выполнены рекордные объемы работы по восстановлению и реконструкции театра. Каждый день в здании работали свыше трех с половиной тысяч профессионалов, из них около тысячи — реставраторов. И еще тысяча специалистов трудилась на благо Большого в реставрационных мастерских за пределами театра.
Кроме восстановления исторического облика и интерьеров перед проектировщиками была поставлена задача обеспечить театр новыми помещениями. Она была успешно решена за счет создания подземного пространства.
Другой не менее важной задачей стала необходимость сочетать строго научную реставрацию в исторической зоне и установку самого современного технологического оборудования в сценической части и новых пространствах театра.
Большой театр даже во многом восстановил исторический облик, утраченный за годы советской власти. Зрительный зал и часть его анфилады обрели тот вид, в котором задумал их архитектор Большого театра Альберт Кавос. Залы бывшего императорского фойе восстановлены по состоянию на 1895 г., когда их интерьеры были изменены во время подготовки к торжествам, сопровождавшим коронацию императора Николая II. Под каждый воссоздаваемый или реставрируемый элемент интерьера создавался свой специальный проект, разрабатывалась отдельная документация по итогам многочисленных архивных и натурных исследований.
В 2010 г. были восстановлены помещения анфилады зрительного зала: Главного вестибюля, Белого фойе, Хорового, Экспозиционного, Круглого и Бетховенского залов. Москвичи увидели отреставрированные фасады и обновленный символ Большого театра — знаменитую квадригу Аполлона, созданную скульптором Петром Клодтом.
Зрительный зал вновь обрел свою первоначальную красоту. И теперь каждый зритель Большого театра может ощутить себя театралом XIX века и поразиться его пышному и одновременно «легкому» убранству. Усыпанные золотом ярко-малиновые драпировки внутренних помещений лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески, живописный плафон «Аполлон и музы» — все это придает зрительному залу вид сказочного дворца.
Особое внимание было уделено восстановлению легендарной акустики. Международные эксперты проводили многочисленные акустические исследования и строго следили за выполнением всех технических рекомендаций.
В проекте нашли свое применение самые современные решения в области сценической механизации. Историческая сцена Большого театра состоит из семи двухуровневых подъемно-опускных площадок. Эти платформы легко меняют свое положение, так что сцена может становиться горизонтальной, наклонной или ступенчатой. Можно объединять пространство сцены и арьерсцены, что создает невероятную глубину сценического пространства.
Новая верхняя механизация сцены дала возможность полноценно использовать световые, звуковые и визуальные эффекты. Сценическое пространство оборудовано специальными современными устройствами для размещения осветительных приборов, аппаратурой для спецэффектов и акустики.
Под авансценой создано дополнительное пространство для оркестра. Увеличенная оркестровая яма стала одной из самых больших в мире и теперь может вместить до 130 музыкантов, что актуально для исполнения таких масштабных произведений, как, например, оперы Вагнера.
Создание нового технологического оборудования сцены — это уникальный проект не только в российском, но и мировом масштабе. Реконструкция позволила увеличить более чем вдвое площадь театра. Освоение подземного пространства было направлено на обеспечение потребности театра в функциональных площадях без изменения его внешнего объема.
Благодаря этому у театра появились новые помещения, в том числе подземный концертный зал, расположенный под Театральной площадью. Платформы сцены и зрительного зала смогут находиться в трех фиксированных положениях. Благодаря уникальной механике зал сможет принимать различные конфигурации. Кроме самого концертно-репетиционного зала и примыкающих к нему обслуживающих помещений, в подземной части будет расположено большое количество технических, бытовых и служебных помещений.
В проект реконструкции вошло также восстановление и Дома С.А. Хомякова — памятника архитектуры первой половины XIX века, преобразованного в служебный корпус. Из-за многочисленных реконструкций, которые проводились в ХХ веке, были полностью утрачены исторические интерьеры. Внутренняя планировка будет реконструирована под современные нужды театра с сохранением капитальных стен. Таким образом, отреставрированный дом станет одним из ключевых элементов комплекса зданий Большого театра и будет связан с основным зданием Большого театра подземным переходом.
Восстановление главной сцены страны стало знаковым событием в жизни для большой слаженной команды профессионалов самого высочайшего уровня. Проект собрал уникальных специалистов, чей великий труд по достоинству смогут оценить зрители Большого театра.
Распечатать