На высокой ноте

01.10.2009

«Наше партнерство продолжается уже 18 лет, — говорит генеральный директор Большого театра г-н Анатолий Иксанов. — За это время была реализована обширная благотворительная программа. Я глубоко признателен Samsung Electronics за ее содействие развитию классического искусства в России. Замечательно, что есть компании, которые понимают важность создания непреходящих культурных ценностей и готовы вносить весомый вклад в это благородное дело».

«Большой театр — это уникальное явление, переоценить значение которого для всей мировой культуры невозможно. Сотрудничать с его коллективом, быть причастными к высокому искусству — это огромная честь для нашей компании», — отметил г-н Сан Хонг Лим, генеральный директор Samsung Electronics Rus Company.

История сотрудничества
Samsung Electronics работает в России 18 лет и принимает активное участие в социальной, культурной и спортивной жизни страны. Компания является партнером Государственного Эрмитажа и Союза журналистов России, соучредителем литературной премии «Ясная Поляна» им. Л.Н. Толстого, Всемирным олимпийским партнером.

Сотрудничество с Большим театром началось в 1991 г. и стало одним из основных спонсорских проектов компании, направленных на поддержку российской культуры. Samsung Electronics является одним из самых давних партнеров Большого. На протяжении многих лет Samsung оказывает техническую поддержку Большому театру, предоставляя компьютерные мониторы, видеокамеры, аудиосистемы, экраны и проекционное оборудование.

Современная техника используется не только для оснащения зрительных залов и фойе театра, но и в сценографии спектаклей. Так, в спектакле «Кармен» (постановка оперы 2007 г.) во втором акте зрители могут наблюдать «бой быков», транслируемый на экранах Samsung.

Поддержка компании помогает театру не только модернизировать техническую базу, но и создавать новые костюмы и декорации, а также организовывать на своей сцене гастроли мировых звезд.

В 2005 г. 15-летие сотрудничества Samsung Electronics и Большого театра было ознаменовано вторым рождением легендарного балета «Кармен-сюита». Спектакль был восстановлен к 80-летнему юбилею Майи Плисецкой, был показан в дни Фестиваля, проводившегося в честь великой балерины, а затем вошел в репертуар театра.

Нотная библиотека
Цель проекта, начало которому было положено в 2007 г., — упорядочить, классифицировать и перевести в современный цифровой формат историческое наследие уникальных нотных фондов Большого театра России.

Нотная библиотека Большого содержит приблизительно 50 000 экземпляров, среди которых
— авторские рукописи и авторизованные копии театральных сочинений композиторов XVIII, XIX и ХХ веков;
— ноты, содержащие автографы и пометки выдающихся музыкальных деятелей, чья деятельность была связана с Большим театром,- композиторов, дирижеров, хореографов, режиссеров, певцов, музыкантов оркестра;
— ноты из личных коллекций крупнейших деятелей русского искусства (С. Кусевицкого, В. Сука, М. Лентовского, А. Мелик-Пашаева).

Но до недавнего времени большая часть исторически ценного нотного фонда оставалась в полной безвестности, десятилетиями пылилась на полках нотных хранилищ. О том, какие сокровища хранит в себе нотная библиотека Большого, часто не знали даже творческие работники театра, не говоря уже о более широкой музыкально-культурной общественности.

За два года новые сотрудники, образовавшие Архив нотной библиотеки, существенно улучшили условия хранения нот, провели масштабную санитарно-гигиеническую обработку хранилищ, очень много сделали (и продолжают эту работу) для создания полного библиографического электронного каталога. Уже выявлены сотни особо ценных и нуждающихся в реставрации экземпляров.

Очень скоро первые результаты работы Архива станут «достоянием общественности»: 22 октября с.г. в рамках музыкального фестиваля «Наследие. Русская музыка — мировая культура» в концертном зале Дома-музея П.И. Чайковского в Клину состоится концерт из произведений, рукописи которых хранятся в нотной библиотеке Большого театра. Сочинения русских и иностранных композиторов, работавших в России в конце XVIII — начале XIX вв. (О. Козловского, Дж. Паизиелло, Дж. Сарти, К. Кавоса, Д. Кашина, Н. Кубишты, Ф, Лефевра и др.) прозвучат впервые за двести лет (!), открыв неизвестные страницы в истории русской музыки.