Рукописи не молчат

22.10.2009

Совсем недавно на пресс-конференции, посвященной 18-летию партнерства Большого театра и компании Samsung Electronics, сотрудники созданного два года назад Архива нотной библиотеки отчитались о том, как продвигается их работа, поддержку которой оказывает Samsung. Нотная библиотека Большого содержит приблизительно 50 000 единиц хранения. Все эти ноты нужно разобрать, классифицировать, перевести в цифровой формат, создать полный электронный каталог и т.д. — иными словами, навести образцовый порядок в нотном хранилище и сделать легко доступными для употребления собранные в нем богатства, давно никем не исследовавшиеся. Сокровищ уже обнаружилось немало, и, разумеется, возникла идея дать возможность приобщиться к ним широкой публике.

Концерт, который состоится 22 октября в Концертном зале Дома-музея П.И. Чайковского в Клину (начало в 18 часов), продемонстрирует зримые (и звучащие) плоды трудов нотных архивистов Большого. И весьма впечатляющие.
Во-первых, программа целиком состоит из произведений, ноты которых — из нотной библиотеки Большого. Во-вторых, эти произведения не исполнялись в России последние 150-200 лет. В-третьих, даже не публиковались — ноты сохранились ислючительно в рукописном виде (чудом уцелев во время пожаров, трижды уничтожавших здание театра в позапрошлом столетии).

Эти сочинения, датируемые от конца XVIII в. до первой половины XIX-го, — оперы и балеты, концертные песни и арии для голоса с оркестром — превосходно характеризуют ту театральную и «звуковую» атмосферу, в которой рождалась русская профессиональная музыка, создавались шедевры Михаила Глинки. Они вызваны к жизни усилиями людей разных по масштабу дарований, различного национального происхождения и различной прижизненной или посмертной популярности. Этих композиторов объединяла придворная служба — императорские театры. Там впервые звучали и, если повезёт, продолжали жить сочинения, написанные, как правило, в силу выполнения их авторами своих должностных обязанностей.

Рукописные ноты оживут в исполнении одного из лучших камерных оркестров Москвы — «Musica viva». Его художественный руководитель Александр Рудин известен своим интересом к ранней оркестровой русской музыке (в репертуаре оркестра — сочинения А. Алябьева, Д. Бортнянского, В. Пашкевича, Е. Фомина, М. Виельгорского, юношеские оркестровые пьесы М. Глинки).

В концерте также примут участие солистка оперной труппы Большого театра Оксана Горчаковская и две молодые певицы, студентки Московской государственной консерватории, успевшие заявить о себе на престижных вокальных конкурсах, — Людмила Боталова (сопрано) и Ольга Селиверстова (сопрано).

Программа

Джованни Паизиелло
Увертюра к опере «Мнимые астрологи, или философы» (1779 г.)
Джузеппе Сарти
Увертюра к опере «Утешенные любовники» (1784 г.)
Осип Козловский
Увертюра к трагедии А. Шаховского «Дебора, или торжество веры» (1810 г.)
Й.С. Майр
Дуэт из оперы «Лодоиска» (1796 г.)
Франсуа Лефевр
Два фрагмента из комического балета «Дон Кихот Ламанчский, или свадьба Гамаша» (1801г.)
Катерино Кавос
«Речитатив о подлинном величии» из оперы «Три султанши» (1802-03 гг.)
Отрывки
из балета «Рауль де Креки» (1819 г.)
И.А. Ленгард
«Русская ария» (1816 г.)
Русская народна песня «Я в нонешни годы»
в обработке и оркестровке Данилы Кашина (1820-30-е гг.)
Николай Кубишта
«
Комический балет сеньора Бернаделли» (1820-30-е гг.)
Микеле Карафа ди Колобрано
Pas de trois для Альбера в балет «Павел и Виргиния» (1829 г.)
Александр Гурьянов
Pas de deux для Самарина-второго и Литавкиной (1831 г.)
Эркулани
Pas de trois в балет «Инесса де Кастро, или Тайный брак» (1824 г.)
Неизвестный автор
Pas de trois из балета «Рауль Синяя Борода» (на темы В.А. Моцарта; 1832 г.)
Неизвестный автор
«Матросский танец» (1820-30-е гг.)