Звезда Большого балета Иван Васильев сообщил «Спартаку» глубину и чувство
Последний раз, когда я видела артиста Большого балета Ивана Васильева, он, 18-летний подвижный новичок, буквально воспламенил сцену в партии Базиля на утреннем субботнем представлении балета «Дон Кихот». Теперь, только что перешагнув 21-летний рубеж, он уже почитаемый герой премьерного вечера московской «институции» — выходит в заглавной партии в «Спартаке», весьма убедительно управляя шеренгами гладиаторов — и нашими сердцами.
Я упоминаю возраст Васильева потому, что едва могу поверить в то, что зрелый, волнующий Спартак, целую бурю эмоций выпустивший на волю в Кеннеди-центре во вторник, и тот юный спец, что в 2007 г. заводил народ одной своей «пиротехнической» виртуозностью, есть одно и то же лицо. Редко можно увидеть молодого танцовщика, который так усердно работал бы именно над драматической составляющей роли, в то время как даже просто держать под контролем чисто физические требования, которые она предъявляет, — очень непростая задача. Но Васильев продемонстрировал, весьма впечатляюще, что его амбиции простираются куда дальше: быть — и по праву — настоящим двигателем труппы.
Васильев еще должен танцевать вечером в четверг и днем в воскресенье. Но этот балет не зависит исключительно от одной звезды. Четыре исполнителя ведущих партий в равной степени отвечают за ход этой истории. В дополнение к Спартаку, фракийскому пленнику, поднявшему восстание, есть еще его заклятый враг и поработитель Красс (во вторник — аристократичный на вид, но замечательно «декадентский» по духу Александр Волчков); черная сердцем наложница Красса, Эгина (жестокая и обольстительная Мария Аллаш) и -воплощенные печаль и слезы — жена Спартака Фригия, также попавшая в рабство (Нина Капцова — прелестная, но словно не земная, как все остальные, а явившаяся к ним из царства наяд). Очень выразительные каждый по отдельности, Васильев и Капцова, однако, с чисто физической точки зрения не очень подходили друг другу: он несколько маловат ростом, она напоминает вытянутый стебель. И верхние поддержки давались ему с видимым усилием.
Независимо от того, кто будет танцевать, балетоманы, русофилы и поклонники яркой, изысканной роскоши партитуры Арама Хачатуряна хорошо сделают, если смогут попасть на этот балет (серия представлений заканчивается в воскресенье). Тридцать пять лет минуло с тех пор, как Большой в последний раз показывал «Спартака» в Оперном зале, — абсурдно много времени прошло без его римских солдат в коротких туниках, образующих «чирлидерские» пирамиды с помощью своих щитов и копий. Те, кто помнят, как это было, говорят, что тогда «кулисы грызли» гораздо больше. Не могу судить, но нынешний спектакль выдерживает баланс между сочной мелодрамой (не слишком сентиментальной, но и не излишне сухой) и золотым стандартом балетного искусства — достаточно эффективный, чтобы вас потрясти.
Это типичный Большой балет, который один из представителей театра охарактеризовал мне как «Лебединое озеро» XXвека«. Бывший худрук балета Большого Юрий Григорович поставил его в 1968 г. Один из ранних из множества его балетов по тем временам был замечателен своими строгими, суровыми декорациями, грандизностью чувств и подвижным шагом. И все это по-прежнему ставит его в особое положение. Элементы чисто голливудской аффектированности — у всех слишком активный мейк-ап на глазах, у всех римлян браслеты на щиколотках — производят смешное впечатление: начинаешь ожидать, что сейчас здесь прогуляются Элизабет Тейлор и Ричард Бартон.
Древний мир встречается здесь с эрой Спутника: голые каменные стены, костюмы, стилизованные под тоги и доспехи. Это подходящее обрамление для линейного неоклассического стиля, который так умело вводит в действие Григорович. Временами кажется, что персонажи, особенно женщины, спрыгнули с греческих погребальных урн — или вышли из балета Баланчина. И невзирая на то, что техника балета в значительной степени модернизирована, артисты, что редко можно наблюдать в полнометражном балете, по-прежнему передают присущую Большому открытую эмоциональную выразительность. В результате мы имеем работу с незатертыми, острыми гранями, вдобавок несущую в себе мощный драматический, эмоциональный заряд.
Декорации также оставляют большое пространство для производства тестостерона. Балет открывается нашествием крест-накрест пересекающих сцену, высоко выбрасывающих ноги вверх меченосцев — римских «Рокеттс» (легендарная американская шоу-группа — ред.), если угодно. Благодаря свойственной Григоровичу грамотной организации трафика, вы верите в то, что переплетающиеся линии танцовщиков действительно представляют собой наступающие легионы воинов. Мастер он и по изготовлению увлекательных соло: каждый исполнитель ведущей партии имеет большие возможности для утверждения характера и демонстрации состояния души. Массовые танцы тоже отличаются по стилю. Римляне двигаются иначе, чем гладиаторы; они более бездушны и формальны, в то время как порабощенные «киллеры» двигаются в куда более дерзкой и свободной манере.
Григорович оставил Большой в 1995 г., но два года назад, после смерти своей жены, бывшей балерины Натальи Бессмертновой вернулся осуществлять контроль над тем, как идут его балеты. Сейчас ему 83. Во вторник его, «коронованного» густой белой шевелюрой, можно было видеть среди публики, а затем он присоединился к танцовщикам, утопавшим на сцене в потоке обрушившихся на них аплодисментов. Манеры, принятые у балетных, всегда радуют глаз, и, демонстрируя лучшие из них, Васильев во время адресованной ему «стоячей» овации сделал шаг, чтобы поаплодировать остальным артистам, а затем поприветствовал дирижера Павла Сорокина и весь оркестр. Их яркое исполнение музыки Хачатуряна было хорошим источником энергии на протяжении всех трех часов, что длится этот балет. «Спартак», ты захватил меня в плен.
Сара Кауфман
«Вашингтон пост», 18.2.2010.
А вот это письмо пришло на адрес нашего сайта:
Just a note from an admirer. I saw Spartacus at the Kennedy Center in Washington DC USA on February 16th. Bravo! Perhaps the best choreographed and danced ballet I have ever seen. The leads and the Corps were excellent — perfection! You have more than lived up to the sterling reputation of the Bolshoi. Kudos to all and I think Ivan Vasiliev has the makings of a new ballet legend. Bill Schilling
Всего несколько слов от поклонника. Я видел «Спартака» в Кеннеди-центре в Вашингтоне (О.К.), США 16 февраля. Браво! Вероятно, это лучше всего поставленный и исполненный балет из всех, что я видел. Ведущие исполнители и кордебалет были великолепны — просто совершенство! Вы более чем поддержали безукоризненную репутацию Большого. Хвала и слава всем! Думаю, у Ивана Васильева есть все задатки для того, чтобы стать новой легендой балета. Билл Шиллинг
Перевод Натальи Шадриной