Декор зрительного зала обретает свой декоративный вид

10.09.2010

Именно из папье-маше были созданы украшения лож и ярусов в 1856 г., когда здание театра было восстановлено Альбертом Кавосом после пожара.

От того, в каком виде восстановить декор, напрямую зависит воссоздание легендарной акустики Большого. Лепной декор из папье-маше устанавливался для облегчения консольных конструкций и ограждения лож и ярусов. Для того, чтобы избегать повреждений, ведь папье-маше, подобно дереву, имеет целлюлозную основу и не лопается при вибрации, производимой музыкальными инструментами или зрительскими овациями. Но главной причиной использования этого материала для декора было его хорошее звукоотражение, столь необходимое для создания необходимой для музыкального театра акустики.

Реставрация архитектурного декора из папье-маше — достаточно сложная процедура. Она заключается в очистке от поздних слоев, исправлении выявленных многочисленных дефектов и замене недостающих фрагментов. Нужно было снять шесть слоев краски, чтобы добраться до самого первого авторского слоя! После расчистки удалялись реставрационные доделки, искажавшие первоначальный облик лепных украшений. Некоторые утраченные элементы во время предыдущих реставраций были заменены на вставки из гипса, ухудшавшие качество звука. Их аккуратно удаляли, чтобы вновь поставить детали из папье-маше.


Каждый ярус Большого театра имеет свой индивидуальный рисунок. В барьере галереи это легкая ромбовидная сетка, украшенная мелкими розетками, ритмически акцентированная через разные интервалы барочной композицией, значительно выступающей из плоскости ограждения. В ограждении нижележащего яруса хитросплетения орнамента заполняют лишь часть фона, обработанного вертикальными жгутами.

Чем ниже ярус, тем гуще его рельефная декорация, скомпонованная из декоративных элементов, присущих архитектуре Возрождения, барокко, рококо. В декоре зрительного зала применены античный мотив акантового листа, рокайли, картуши, причудливые переплетения византийского орнамента. Кроме того, и каждый рапорт — повторяющийся рисунок декора — отличается своеобразием. Рисунок как будто живой, в нем нет никакого однообразного повторения. И к восстановлению каждого утраченного фрагмента надо было подходить индивидуально, «вспоминая» и применяя секреты ручной техники.

Для восстановления утраченных элементов были изготовлены специальные модели, по которым делали отливки из папье-маше. Для этого с куска авторского лепного декора «снимали» нужную форму и по этому слепку делали гипсовую модель, а затем — плотную «чистовую» форму для отливки элемента декора. В гипсовые формы реставраторы набивали готовый состав из папье-маше и ждали, когда детали высохнут, после чего подгоняли восстановленные элементы под исторический декор и дополнительно шлифовали орнаментированную поверхность.

Сейчас реставраторы приступили к укладке левкаса — основного грунта под позолоту. Такое гладкое и твердое покрытие позволяет окончательно формировать рельеф декора. Когда эта трудоемкая работа будет завершена, зрительный зал наполнится мастерами-позолотчиками, готовящими следующую — «золотую» стадию реставрации.

Технология изготовления архитектурного декора из папье-маше была разработана в XVIII веке. И с успехом применена реставраторами, возрождающими историческое здание Большого в XXI-м.