Декор зрительного зала обретает свой декоративный вид10.09.2010
Именно из папье-маше были созданы украшения лож и ярусов в 1856 г., когда здание театра было восстановлено Альбертом Кавосом после пожара. Каждый ярус Большого театра имеет свой индивидуальный рисунок. В барьере галереи это легкая ромбовидная сетка, украшенная мелкими розетками, ритмически акцентированная через разные интервалы барочной композицией, значительно выступающей из плоскости ограждения. В ограждении нижележащего яруса хитросплетения орнамента заполняют лишь часть фона, обработанного вертикальными жгутами.
Чем ниже ярус, тем гуще его рельефная декорация, скомпонованная из декоративных элементов, присущих архитектуре Возрождения, барокко, рококо. В декоре зрительного зала применены античный мотив акантового листа, рокайли, картуши, причудливые переплетения византийского орнамента. Кроме того, и каждый рапорт — повторяющийся рисунок декора — отличается своеобразием. Рисунок как будто живой, в нем нет никакого однообразного повторения. И к восстановлению каждого утраченного фрагмента надо было подходить индивидуально, «вспоминая» и применяя секреты ручной техники. Для восстановления утраченных элементов были изготовлены специальные модели, по которым делали отливки из папье-маше. Для этого с куска авторского лепного декора «снимали» нужную форму и по этому слепку делали гипсовую модель, а затем — плотную «чистовую» форму для отливки элемента декора. В гипсовые формы реставраторы набивали готовый состав из папье-маше и ждали, когда детали высохнут, после чего подгоняли восстановленные элементы под исторический декор и дополнительно шлифовали орнаментированную поверхность. Сейчас реставраторы приступили к укладке левкаса — основного грунта под позолоту. Такое гладкое и твердое покрытие позволяет окончательно формировать рельеф декора. Когда эта трудоемкая работа будет завершена, зрительный зал наполнится мастерами-позолотчиками, готовящими следующую — «золотую» стадию реставрации. Технология изготовления архитектурного декора из папье-маше была разработана в XVIII веке. И с успехом применена реставраторами, возрождающими историческое здание Большого в Распечатать
|