В боковых вестибюлях и кольцевых коридорах Большого началось воссоздание мозаичных полов, положенных в середине XIX века. Они были выполнены в технике венецианской мозаики с использованием натурального камня.
Технология «устройства» орнаментального мозаичного пола, не имеющего соединительных швов, известна со времен Древней Греции и Древнего Рима. Свое название («венецианская мозаика») эта техника получила в Италии, где мозаичное искусство достигло наивысшего подъема. Мозаичные полы широко использовались во дворцах, богатых домах и соборах. Они и очень красивы, и очень практичны, поскольку венецианскую мозаику отличают богатая цветовая палитра и прочность покрытия.
Для ее создания используются самые разные камни — от природного туфа до редчайших пород мрамора и яшмы. Комбинация различных цветов природного материала создает особый неповторимый эффект: калейдоскоп вспышек хаотично сочлененных «живых» цветов меняет цвет и блеск пола в зависимости от интенсивности и угла освещения. При укладке плитки тщательно шлифуются, что позволяет им обрести вид единого, монолитного покрытия, цвет которого со временем не теряет свою первоначальную яркость.
В советское время в боковых вестибюлях и кольцевых коридорах вместо венецианской мозаики были положены паркетные полы. Историческая укладка была обнаружена реставраторами в 2005 г., когда изучались интерьеры исторических помещений Большого театра. На площадке лестницы третьего этажа «директорской зоны» было обнаружено мозаичное покрытие, датировавшееся 1856 г. Сохранившиеся фрагменты венецианской мозаики были отреставрированы и использованы в качестве исторических аналогов для воссоздания подобных напольных покрытий.
По результатам технологического исследования сохранившегося покрытия и изучения архивных материалов была выпущена проектная документация на воссоздание венецианской мозаики. Подбор камня производился по отобранным колерам. Непременным условием отбора было соблюдение одинаковых характеристик прочности всех типов камня.
Для воссоздания мозаики в Большом используются восемь различных по цветовой гамме видов мрамора. Все образцы согласовывались с разработчиками проекта (с предъявлением сертификата на отдельные виды и материалы). По выбранным образцам был выполнен пробный участок укладки пола. И только после того, как он был утвержден комиссией, была заказана вся партия материалов.