Восстановлены ткани для декорирования залов Большого театра

14.10.2010

Уникальные декоративные ткани для драпировки помещений исторической части здания Большого театра воссозданы заново по ручным технологиям ткацких мануфактур XIX века.
«Декоративные тканые полотна, использованные для убранства помещений Большого театра, представляют большую историческую и художественную ценность. По своей значимости их можно отнести к музейным экспонатам. К сожалению, некоторая часть исторических тканей была впоследствии заменена новыми материалами, отличными от первоначальных. Утраченные ткани пришлось восстанавливать заново по сохранившимся фрагментам исторических интерьеров», — рассказал официальный представитель генподрядчика — директор Департамента по связям с общественностью Инвестиционной группы «Сумма Капитал» Михаил Сидоров.

Тяжелая шелкобумажная ткань (брокатель) с крупным рисунком — двуглавыми орлами — будет использована для декорирования Красной гостиной и части аванлож бельэтажа. Она изготовлена по историческому образцу, обнаруженному на стене гостиной в 2005 году. Красный штоф с цветочным орнаментом украсит ложи бельэтажа и бенуара Директорской части и Спецзоны. Ткань воссоздана по историческим фрагментам, найденным на стенах центральной аванложи во время проведения реставрационных работ. Для обивки стен Бетховенского и Круглого залов восстановлен атлас цвета «шардон», или «раскаленного чугуна». Точно такой же материал был изготовлен в конце XIX века во Франции по случаю коронации императора Николая II.


Реставраторы провели полный цикл восстановительных работ: от подготовки шелка-сырца до завершения реконструкции ткани. Для воссоздания техники XIX века мастера подбирали архивные материалы и проводили технологический анализ образцов тканей. С помощью микроскопа специалисты изучали структуру материала, уточняя рапорт узора, при необходимости проводили его дорисовку. Для точного воспроизведения рисунка определялось количество крючков и нитей основы, а также схема ткацких переплетений. Проводился лабораторный анализ сырья, типа текстильных волокон, толщины крутки, определялся тип красителя. Разработка эскизов в цвете шла в строгом соответствии с архитектурным стилем и художественным оформлением исторических интерьеров помещений Большого театра. Цвет подбирался по архивным образцам ткани и утверждался комиссией, оценивавшей его соответствие эталонному экземпляру. Затем реставраторы дополнительно подбирали оттенки цвета для идеального соответствия воссоздаваемой ткани первоначальным историческим образцам. Изготовленные на основе исследований и цветовой подборки экспериментальные образцы согласовывались с комиссией авторского надзора.

Для плетения ткани мастера использовали ручные жаккардовые станки начала XIX века. Такой ткацкий станок позволяет изготавливать ткани, раппорт которых составлен из большого числа нитей. Уникальность жаккардового механизма состоит в возможности контроля отдельных основ при формировании навеса для каждого направления нити. Сотни таких нитей могут быть использованы для создания сложных узоров на станке. При использовании разных цветов для поперечных и продольных нитей получается цветной узор, который будет выглядеть негативом на изнаночной стороне изделия. Последовательность формирования утка нити для каждого узора запрограммировано и подается в упряжной механизм путем перфокарт. В настоящее время жаккардовый метод прядения исчез с массового рынка и теперь используется только при изготовлении высококачественных изделий.

Для воссоздания тканей потребовалось значительное время. Только после года предварительных изысканий мастера смогли приступить к реставрации декоративных полотен. В день из ткацкого станка выходило не более 5-6 сантиметром ткани ручной работы. За три года кропотливой работы изготовлено более 1800 метров тканого декора: 512 метров шелковой брокатели с орлами, 600 метров штофа для лож и 744 метров красного атласа для Круглого и Бетховенского залов.

Декорирование помещений тканью начнется только в конце лета 2011 года, когда в здании Большого театра будут выполнены все остальные реставрационные работы.