Восстановлены ткани для декорирования залов Большого театра14.10.2010
Уникальные декоративные ткани для драпировки помещений исторической части здания Большого театра воссозданы заново по ручным технологиям ткацких мануфактур XIX века. Реставраторы провели полный цикл восстановительных работ: от подготовки шелка-сырца до завершения реконструкции ткани. Для воссоздания техники XIX века мастера подбирали архивные материалы и проводили технологический анализ образцов тканей. С помощью микроскопа специалисты изучали структуру материала, уточняя рапорт узора, при необходимости проводили его дорисовку. Для точного воспроизведения рисунка определялось количество крючков и нитей основы, а также схема ткацких переплетений. Проводился лабораторный анализ сырья, типа текстильных волокон, толщины крутки, определялся тип красителя. Разработка эскизов в цвете шла в строгом соответствии с архитектурным стилем и художественным оформлением исторических интерьеров помещений Большого театра. Цвет подбирался по архивным образцам ткани и утверждался комиссией, оценивавшей его соответствие эталонному экземпляру. Затем реставраторы дополнительно подбирали оттенки цвета для идеального соответствия воссоздаваемой ткани первоначальным историческим образцам. Изготовленные на основе исследований и цветовой подборки экспериментальные образцы согласовывались с комиссией авторского надзора. Для плетения ткани мастера использовали ручные жаккардовые станки начала XIX века. Такой ткацкий станок позволяет изготавливать ткани, раппорт которых составлен из большого числа нитей. Уникальность жаккардового механизма состоит в возможности контроля отдельных основ при формировании навеса для каждого направления нити. Сотни таких нитей могут быть использованы для создания сложных узоров на станке. При использовании разных цветов для поперечных и продольных нитей получается цветной узор, который будет выглядеть негативом на изнаночной стороне изделия. Последовательность формирования утка нити для каждого узора запрограммировано и подается в упряжной механизм путем перфокарт. В настоящее время жаккардовый метод прядения исчез с массового рынка и теперь используется только при изготовлении высококачественных изделий. Для воссоздания тканей потребовалось значительное время. Только после года предварительных изысканий мастера смогли приступить к реставрации декоративных полотен. В день из ткацкого станка выходило не более Декорирование помещений тканью начнется только в конце лета 2011 года, когда в здании Большого театра будут выполнены все остальные реставрационные работы. Распечатать
|