Игры в любовь по Моцарту

18.06.2012

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
«Так
поступают все женщины, или Школа влюбленных»
Опера-буффа в двух действиях, KV588
Концертное исполнение (в сокращении)

«Никогда еще перед нами
так стихийно не обнажалась душа гениального человека».
Стендаль. Письмо о Моцарте

Пожалуй, ни одна из опер Моцарта не встретила такого противоречивого приема. Несмотря на то, что заказ на нее исходил от австрийского монарха, успех на премьере (Вена, 1790 г.) был весьма средним. В дальнейшем в течение целого столетия ее постановки сопровождались изменениями в либретто и купюрами.

Гениальность музыки ни у кого не вызывала сомнений, но сюжет долгое время казался безнравственным, циничным или попросту «беспросветно глупым» даже самой просвещенной публике. Стремлением смягчить его «острые углы» и были обусловлены многочисленные переработки, порой менявшие канву оперы до неузнаваемости (так, в парижской постановке 1863 г. знаменитые французские драматурги Барбье и Карре попытались соединить ее музыку с сюжетом комедии Шекспира «Бесплодные усилия любви»!).

По некоторым данным, основой для сюжета послужило реальное происшествие, случившееся при дворе императора Иосифа II, который во что бы то ни стало пожелал увидеть его воплощенным на сцене. Историю двух молодых людей, которые решили проверить верность своих возлюбленных, поменявшись местами, либреттист Лоренцо да Понте облек в увлекательную, хотя и традиционную форму итальянской комической оперы (opera buffa) — с переодеваниями, циничными шутками старого холостяка, интригами служанки и примирительным ансамблем в финале. Однако, посмеявшись над извечным предметом для острот — бесконечным «женским легкомыслием», авторы вскрыли глубочайшую проблему — изменчивости, неустойчивости человеческой натуры как таковой.

Музыка Моцарта заставляет нас поверить в реальность происходящего на сцене, в искренность переживаний героев — так «фривольная» комедия грозит обернуться драматическим финалом. Перед зрителем невольно встает вопрос, позволено ли человеку шутить с могучей стихией чувства — если, конечно, мы не способны сами властвовать над ней, как Дон Жуан?

В начале ХХ века не музыкант и (может быть, именно поэтому) автор одной из самых оригинальных книг о Моцарте Георгий Чичерин писал: «По упоительной, чувственной, опьяняющей красоте нет ничего равного „Cosi fan tutte“... ее время еще не пришло, но придет». Справедливость этого пророчества подтверждается сегодня — присутствием ее в репертуарах множества «больших» и «малых» театров всего мира в самых разнообразных режиссерских решениях.

В Большом театре эта опера впервые была поставлена в 1978 г. (на русском языке, в постановке Н. Касаткиной и В. Василева) и оставалась в репертуаре до 1986 г. В 1989 г. ее показал на сцене Большого миланский театр «Ла Скала». В нынешнем варианте концертного исполнения наиболее значительных номеров оперы бóльшая часть исполнителей — молодые приглашенные солисты и недавние выпускники молодежной оперной программы Большого театра, ярко проявившие себя в театральной и концертной жизни в России и за рубежом.

Сопрано Анна Крайникова исполняла на сцене Большого театра партии Мюзеты («Богема» Дж. Пуччини), Татьяны («Евгений Онегин» П. Чайковского) и Лю («Турандот» Дж. Пуччини).
Меццо-сопрано Александра Кадурина — одна из самых востребованных солисток Большого нового поколения: певица пела в спектаклях «Волшебная флейта» В.А. Моцарта, «Иоланта» П. Чайковского и «Псковитянка» Н. Римского-Корсакова (постановка в Псковском кремле в 2010 г.), участвовала в концертных исполнениях оперы «Дитя и волшебство» М. Равеля и балета с пением «Пульчинелла» И. Стравинского; в настоящее время она занята в операх «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Летучая мышь» И. Штрауса, участвовала в премьерных спектаклях «Кавалера розы» Р. Штрауса.
Сопрано Алина Яровая уже завоевала право именоваться «моцартовской певицей» благодаря успешному освоению произведений Моцарта в концертах и спектаклях (в том числе, партии Церлины в «Дон Жуане»).
Баритон Дмитрий Варгин, дебютировавший в Большом театре партией Папагено в «Волшебной флейте», в настоящее время является солистом Немецкой оперы на Рейне, где с успехом исполняет партии Папагено и Гульельмо.
Тенор Юрий Городецкий — лауреат многочисленных международных конкурсов, солист Национального театра оперы и балета Республики Беларусь (Минск).
Партию циничного холостяка дона Альфонса исполнит бас-баритон Николай Казанский, более десяти лет выступающий на сцене Большого театра в партиях самого широкого репертуара — от Оратора в «Волшебной флейте» до Келы в «Детях Розенталя» Л. Десятникова.

Борис Мукосей