Рассказывает художественный руководитель балетной труппы Большого театра Сергей Филин:
Что может быть ближе, понятнее и созвучнее современному зрителю, чем интернет? Название программы wwb@llet.ru придумано по аналогии с названием всемирной паутины (worldwide web), но слово «паутина» заменено словом «балет», таким образом, мы получили всемирный балет (worldwide ballet). А заменив com на ru, мы говорим о том, что всемирный балет показывается в России. На мой взгляд, нам удалось придумать именно то, что нужно.
Мы стремились подчеркнуть, что балет Большого театра идет в ногу со временем, отсюда — намек на адрес в интернете, в который, кстати, наша труппа и вышла благополучно в этом сезоне с трансляцией своих спектаклей. Суть же проекта больше отражает перевод переиначенной нами на свой лад аббревиатуры: worldwide ballet — балет из разных концов мира, который мы собираем на своей сцене, позиционируя себя как часть единого целого — всемирной балетной паутины, чтобы показать самое интересное из того, что было создано за последние пять-десять лет в балетных труппах мира, которые считаются «инкубаторами» современной хореографии или которые имеют свое ярко выраженное лицо.
Мы также хотим показать, как развиваемся и двигаемся вперед мы сами, что мы сами привносим в мировое балетное пространство и как мы можем сотрудничать с балетными труппами из других стран, налаживая связи, которые приводят и приведут нас в будущем к сотворчеству, к совместной работе.
«В золотой час». М. Кочеткова, Ж. Боада. Фото Эрика Томассона.
Первый фестиваль (а мы, разумеется, надеемся, что он станет ежегодным) представляет Балет Сан-Франциско и Балет Монте-Карло — две труппы, которые вызывают очень большой интерес у публики самых разных стран. Программу первого отделения откроет американская труппа, которую уже более 25 лет возглавляет хореограф Хельги Томассон, а наш соотечественник и бывший танцовщик Большого театра Юрий Посохов — на мой взгляд, один из самых интересных хореографов мира — успешно работает там в качестве постоянного хореографа. Балет Сан-Франциско давно зарекомендовал себя как один из мировых «инкубаторов» современной хореографии: каждый год там ставится несколько оригинальных балетов. Эта труппа сотрудничает с самыми известными хореографами, но очень часто именно там обретают известность и новые имена.
Программа Балета Сан-Франциско включает отрывки из произведений Хельги Томассона, Кристофера Уилдона, Дэвида Бинтли, Эдварда Льянга (премьера марта 2012 г.). А завершает ее балет Юрия Посохова на музыку «Классической симфонии» Сергея Прокофьева. Он был поставлен в 2010 г. как посвящение учителю — Петру Антоновичу Пестову. Теперь этот балет переезжает из Сан-Франциско к нам в Большой театр, и танцевать его будут наши артисты как дань памяти великому балетному педагогу, ученики которого вписали много ярких страниц в историю Большого театра и мирового балета.
Сцена из балета «Дафнис и Хлоя». Г. Морлотти, Ж. Вербрюгген, А. Баллестерос-Силья, Б. Коппьетерс. Фото Мари-Лор Бриан.
Балет Монте-Карло имеет свое яркое «лицо», созданное хореографией директора этой труппы Жана-Кристофа Майо. Во втором отделении нашей программы будет представлен одноактный балет «Дафнис и Хлоя» на музыку Равеля в постановке Жана-Кристофа Майо, хореографа-философа, который столь же интересен своей хореографической лексикой, сколь и глубиной осмысления вечных и злободневных вопросов. У нас уже был опыт сотрудничества этой зимой в Монте-Карло — наши артисты выступили в совместной презентации его нового балета «Озеро», поставленного по мотивам «Лебединого озера». Изначально мы хотели включить в программу фестиваля акт из этого балета, но потом решили, что такой концептуальный спектакль надо показывать целиком. В рамках нынешнего фестиваля мы представляем исключительно сам Балет Монте-Карло, а результаты нашей совместной работы мы надеемся показать в будущем.
В третьем отделении будет показана еще одна новая работа артистов Большого театра — мировая премьера балета «Dream of Dream» на музыку Второго фортепианного концерта Сергея Рахманинова в постановке замечательного хореографа Йормы Эло. В этом балете будут заняты практически все наши лучшие силы.
Таким образом, wwb@llet.ru познакомит наших зрителей с двумя зарубежными балетными труппами и представит премьеры двух балетов, поставленных в этом сезоне в Большом театре.
Особо хочу сказать о том, как отнеслась к проекту наша труппа. Все артисты были плотно заняты и в текущем репертуаре, и в премьерных спектаклях, так что работать над новыми балетами им приходилось практически в свое свободное время, иногда — буквально по ночам. Но никто не жаловался, наоборот, энтузиазм по отношению к этой работе был огромный! Так что в какой-то мере этот фестиваль можно считать workshop-ом современной хореографии — дух в репетиционных залах, во всяком случае, царил соответствующий. К счастью, эта работа не «разовая» — оба новых балета войдут в будущем сезоне в репертуар, и, мы надеемся, к ним присоединится еще и балет Джорджа Баланчина «Аполлон Мусагет».
Не могу не упомянуть также о том, что и Хельги Томассон, и Жан-Кристоф Майо с большим энтузиазмом откликнулись на наше предложение принять участие в проекте wwb@llet.ru, так как оба считают, что эта общая работа на одной сцене очень важна для нас всех, потому что мы можем показать разные стили, разные направления, разные задачи, которые стоят перед каждой из компаний. И самое существенное — показать то, что сегодня мы делаем интересный балет — интересный разным зрителям, в разных странах мира, в том числе и нашему зрителю, который, надеюсь, второй такой фестиваль уже будет ждать совершенно осознанно, в надежде совершить немало открытий.
Интервью Наталье Шадриной