«Иван Грозный» возвращается

08.11.2012



Юрий Григорович:
«Мир балета считает Прокофьева своим автором. И моя постановка «Ивана Грозного», несмотря на кажущиеся противоречия между центральным героем и самой природой балета, рождалась совершенно органично. Не было никаких сомнений в том, что эта музыка может вызвать к жизни сценический танец. Мой замысел основывался именно на музыке, а не на чем-то ином, например, сюжетах русской истории, биографиях персонажей, их психологических характеристиках, народном «фоне» и многом подобном, что мне приписывали или даже навязывали многочисленные комментаторы балета. Нет, и еще раз нет — только музыка Прокофьева, с нее начинался замысел сорок лет назад, ею же он исчерпывается и сегодня.


Павел Дмитриченко.

Премьера в Москве в Большом состоялась в феврале 1975 г. Танцевали Юрий Владимиров (Иван IV), Наталья Бессмертнова (Анастасия), Борис Акимов (князь Курбский), дирижировал Альгис Жюрайтис. Резонанс был большой. Тем же летом труппа гастролировала в США, где «Иван Грозный» произвел сенсацию и собрал бесчисленные отклики наблюдателей и прессы. В следующем году балет был поставлен в Парижской опере, где встретил такой же громкий прием, и вскоре был показан во время летнего сезона на специально сооруженной сценической площадке в Лувре.


Павел Дмитриченко.

В репертуаре Большого спектакль просуществовал по 1990 г. включительно, всего было дано 99 представлений, примерно столько же (немногим меньше) — в период гастролей во Франции, Чехословакии, Германии, Англии, других странах.

Я с удовольствием взялся и в третий раз за «Ивана Грозного», поставив его в 2001 г. для труппы Кремлевский балет. В 2003-м меня вновь пригласили в Парижскую оперу, и я возобновил этот балет уже с новым поколением французских артистов. А затем была еще постановка и в Краснодаре.

Обратившись вновь к этой музыке и к этому сюжету, я по-прежнему не стремлюсь никак актуализировать коллизии той эпохи. Мы, конечно, не властны над возникающими ассоциациями и перекличками века XVI и XXI. Но я не стремлюсь никогда давать оценки подобным глобальным явлениям в своих спектаклях... Балет вообще не для того существует!"


Фоторепортаж с репетиций Дамира Юсупова.

«Хорошо, что будет показан такой молодой Иван, какого я помню Эйзенштейна» (народная артистка СССР Галина Уланова, стенограмма предварительного обсуждения постановки); «Мне кажется, это должна быть очень интересная работа. Я знаком с музыкой, потому что принимал участие в том фильме. И, конечно, она очень убедительная, русская, героическая, масштабная. И совершенно справедливо сравнивают это произведение с нашей оперной классикой, с ее большими мазками, с „Борисом Годуновым“ и другими произведениями» (народный артист РСФСР Владимир Левашев, там же).

Премьерная серия представлений пройдет 8, 10 (12.00 и 19.00), 11 (18.00), 13 и 14 ноября.
В главных партиях заняты Александр Волчков, Михаил Лобухин, Павел Дмитриченко, Владислав Лантратов (Иван Грозный), Нина Капцова, Анна Никулина, Ольга Смирнова, Мария Виноградова (Анастасия), Артем Овчаренко, Денис Родькин и Юрий Баранов (Курбский).