Бенджамин Бриттен (1913-1976)
«Путеводитель по оркестру для юных слушателей», соч. 34
(Вариации и фуга на тему Перселла)
Текст комментариев Монтегю Слейтера
Симфонический оркестр Большого театра России
Чтец — Илья Ромашко
Дирижер — Алексей Богорад
«Вариации и фуга на тему Перселла» Бриттена (1946 г.) принадлежат (наряду с прокофьевским «Петей и волком») к популярнейшим «детским» сочинениям симфонической музыки.
Изначально Бриттен писал музыкальные иллюстрации к фильму об инструментах оркестра. Но огромное количество писем, полученных после выхода этого фильма, побудило композитора создать самостоятельное оркестровое произведение.
Музыкант-просветитель, Бриттен постоянно стремился привлечь юных слушателей в мир академической (но совсем не скучной!) музыки. Так, в его замечательном сочинении «Давайте создадим оперу!» маленькие и большие зрители становятся полноправными участниками спектакля.
Неслучайно для Бриттена и обращение к музыке Генри Пёрселла (использована тема Рондо из музыки к пьесе А. Бен «Абделазар»). Возродив на оперной сцене перселловский шедевр «Дидону и Эней», он нередко черпал вдохновение в наследии «золотого века» английской музыки.
Рельефная, яркая мелодия, исполняемая tutti и, затем, отдельно каждой оркестровой группой, «спускается» по всем инструментам оркестровой партитуры (начиная с флейты, далее по всем деревянным духовым, струнным, арфе, медным и ударным), чтобы в конце снова объединить весь оркестр в фуге. Автором предусмотрены словесные комментарии — краткие рассказы о каждом инструменте — написанные другом Бриттена, либреттистом оперы «Питер Граймс» Монтегю Слейтером.
Тяготевший к музыкальному театру, Бриттен и здесь создает увлекательное игровое зрелище с калейдоскопической сменой инструментов-«персонажей», надевающих к тому же различные «маски» (каждая вариация звучит в своем жанре — полонеза, марша, ноктюрна, хорала и т.д.) По меткой характеристике Р. Насонова, «композитору удается не только продемонстрировать виртуозные возможности всех оркестровых инструментов, но и создать целую галерею их портретов, объединенных занимательным музыкальным сюжетом».
В исполнении «Путеводителя» будет участвовать молодой артист Илья Ромашко — выпускник школы-студии МХАТ (курс Кирилла Серебренникова), он успел проявить себя в спектаклях МХТ, «Современника» и в других театральных проектах. В 2012 г. был удостоен Специальной премии конкурса чтецов им. Я.М. Смоленского.
Алексей Богорад — участник предыдущей «детской» премьеры Большого: именно он впервые дирижировал балетом «Мойдодыр» Е. Подгайца. В течение пятнадцати лет был солистом оркестра, а с 2011 г., завершив обучение на кафедре оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории (класс Геннадия Рождественского), дирижирует спектаклями Большого театра. Лауреат II премии и специального приза Национального оркестра Украины Международного конкурса дирижеров имени С. Турчака в Киеве, а также I премии и трех специальных призов Международного конкурса дирижеров им. Л. фон Матачича в Загребе, Алексей Богорад успешно выступает с крупнейшими оркестрами столицы — ГАСО им. Е. Светланова, БСО им. П. Чайковского, Российским национальным оркестром, Национальным филармоническим оркестром России, а также с другими российскими и зарубежными коллективами.
Автор сценической версии — Игорь Ушаков, режиссер Большого театра, участвовавший в подготовке многих громких премьер Большого, возобновлявший исторического «Бориса Годунова» (постановка Л. Баратова 40-х гг. ХХ столетия) на Исторической сцене, режиссер-постановщик оперных спектаклей в Москве, Екатеринбурге и Норвегии.