31 мая состоялась коллегия Федерального агентства по культуре и кинематографии (Роскультура), которая рассмотрела вопрос «О работе Большого театра России (2000-2004 годы)». С основным докладом выступил генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов.
Основные положения доклада:
В сентябре 2000 года новое руководство Большого театра вместе со специалистами консалтиноговой фирмы McKinsey&Company оценили ситуацию, сложившуюся в театре на тот момент, и разработали стратегические цели развития Большого, а также план действий для их реализации.
Стратегическими целями Большого театра были признаны:
- обновление и расширение репертуара;
- привлечение звезд мировой величины;
- повышение исполнительского мастерства творческих коллективов;
- сохранение и дальнейшее повышение интереса публики к театру, дальнейшее расширение аудитории;
- обеспечение доступности театра для российских и зарубежных зрителей;
- расширение просветительской деятельности.
Выполнение творческих задач театра во многом зависело от эффективности работы его управленческого аппарата, направленной на создание и обеспечение благоприятных условий развития творческих коллективов, а значит — и всего театра в целом.
Руководство Большого театра определило в качестве приоритетных следующие задачи, стоящие перед театром:
1. Создание концепции творческого развития театра.
2. Повышение экономических возможностей театра.
3. Совершенствование организационных процессов для повышения эффективности творческой деятельности.
4. Укрепление имиджа театра.
5. Развитие международных связей и гастрольной деятельности театра.
6. Улучшение системы мотивации сотрудников театра.
7. Введение в эксплуатацию Новой сцены.
8. Подготовка к реставрации и реконструкции основного здания театра.
Для решения этих задач были реализованы 10 программ развития.
1. Внедрение системы долгосрочного планирования.
Были созданы отделы перспективного планирования и отдел планирования текущего репертуара. Планирование новых постановок, гастролей и ежедневного расписания спектаклей было разбито по горизонтам времени.
Сформирован график работы театра на четыре года вперед, что дало возможность приглашать ведущих мастеров мирового музыкального театра, чья жизнь и программа выступлений распланирована на три-четыре года вперед. Театр получил возможность разработать и следовать четкой гастрольной политике: гастроли не в ущерб репертуару, выезд на лучшие мировые площадки и прием ведущих мировых коллективов. За последние полтора года артисты театра выступали на сценах Парижской оперы, Ковент-Гарден, а сейчас готовятся к гастролям в Метрополитен-опере.
2. Расширение сотрудничества с ведущими мировыми театрами и активное привлечение российских и зарубежных исполнителей.
Были налажены эффективные партнерские отношения с ведущими музыкальными театрами Европы: Ла Скала, Парижская опера, Ковент-Гарден, Баварская государственная опера, фестивалем «Флорентийский музыкальный май» и др. Театр получил возможность привлечь к сотрудничеству ведущих мастеров музыкального театра. Э. Някрошюса, Р. Стуруа, Т. Чхеидзе, П. Конвичного, Ф.Замбелло, Г.Вик. Д.Ноймайер, Р.Пети и др.
Театр провел важные гастроли, показал нашим зрителям выдающихся зарубежных артистов, осуществил совместную постановку и арендовал лучшие спектакли. За пять лет театр провел 48 гастрольных туров (Франция, Великобритания, США, Италия, Испания, Португалия, ФРГ, Финляндии, Мексика, Южная Корея, Япония, Китай и др.), во время которых показал российской и зарубежной публике 280 спектаклей и концертов.
3. Расширение и обновление репертуара.
Наряду с сохранением репертуара, выполняя свою миссию, театр стремится к его расширению и обновлению. Театр стал показывать публике больше новых постановок (семь премьер каждый сезон), качественно изменился постановочный уровень выпускаемых спектаклей. Поэтому новые спектакли театра неоднократно были отмечены за последние годы премиями: Государственной премией РФ (балет «Пиковая дама»), Национальной театральной премией «Золотая маска» (12 премий), премиями СТД РФ «Гвоздь сезона» и т.д.
4. Расширение просветительской и социальной деятельности.
Театр предоставили публике возможность увидеть шедевры, которые никогда раньше не шли на сцене Большого, редкие для репертуара отечественных театров произведения.
Большой интерес вызывает у зрителей камерные вечера и симфонические концерты, которые театр проводит как на собственных сценах, так и в Большом зале Московской консерватории. Организован филармонический абонемент симфонического оркестра и хора театра, который начнет действовать с сентября с.г.
За последние годы ведущие европейские компании выпустили записи спектаклей: оперу «Руслан и Людмила» на CD, балетные спектакли «Дочь Фараона» и «Пиковая дама» на DVD-носителях. Ряд некоммерческих трансляций наших спектаклей осуществлены Европейским радиотрансляционным союзом, телеканалами «Культура» и Mezzo, театр готовит и показывает просветительскую телепрограмму, документальные фильмы о выдающихся мастерах прошлого. Театр начал проводить открытые для зрителей презентации будущих премьер, встречи постановщиков с публикой.
За пять лет существенно возросло количество целевых и шефских спектаклей — в среднем до пятнадцати в сезон. А всего за неполные пять лет театр провел 72 благотворительных и шефских спектакля. Разработана и действует программа «Большой — студентам».
Театр не забывает и о благотворительной деятельности, проводя благотворительные спектакли и концерты (например, в фонд восстановления церкви в деревне Гагино, в которой венчался Ф.И.Шаляпин).
5. Привлечение средств спонсоров и попечителей.
Для реализации творческих проектов, руководство театра ставило перед собой задачу повышения экономических возможностей театра. Одной из инициатив стало привлечение средств спонсоров и попечителей. Разработаны принципы работы со спонсорами и попечителями, создан специальный отдел по работе со спонсорами и попечителями, создан Попечительский совет и Фонд Большого театра.
Результатом работы явился пятикратный рост поступлений спонсоров и попечителей. Доходы театра от привлечения дополнительных источников финансирования возросли в пять раз — до 100,5 млн. руб. в 2004 г.
6. Повышение эффективности продажи билетов
Другим рычагом повышения финансовых возможностей театра стало повышение эффективности продажи билетов. В результате введения принципов гибкого ценообразования, внедрения компьютерной системы продажи билетов и других рыночных механизмов, средства, полученные театром от продажи билетов, выросли по сравнению с 2000 г. почти в три раза — до 364,5 млн. руб. в 2003-2004 гг. При этом театр продолжает продавать треть билетов по цене до 100 руб., что делает спектакли Большого доступными для любого гражданина России.
С началом работы Новой сцены число спектаклей, показываемых театром в Москве, резко увеличилось — до 449. Ни один театр в мире не дает за один сезон такого количества представлений на стационарной площадке. Такое количество новых постановок и спектаклей текущего репертуара требовало улучшения структуры управления театром.
7. Оптимизация структуры управления.
Создание продюсерского центра, отвечающего за планирование новых постановок, гастрольной деятельности и текущего репертуара, позволило повысить эффективность творческой деятельности театра, организационный уровень подготовки новых постановок. Были созданы специальные центры ответственности по направлениям работы, улучшена координация между блоками и службами театра, повышена прозрачность потоков информации. Оптимизирована структура управления творческими коллективами.
8. Улучшение системы оплаты труда артистов театра.
Благодаря введению принципа первоочередного увеличения оплаты труда творческих коллективов, получению гранта Президента РФ, а также росту собственных доходов театра, была усовершенствована система материального стимулирования всех наших сотрудников. В результате заработная плата артистов выросла в среднем в 6,4 раза (до 33,3 тыс.руб. в месяц), а сотрудников — в 3,8 раза (до 11,7 тыс.руб. в месяц). Был остановлен отток талантов и вырос конкурс на выступления на сцене Большого.
9. Освоение Новой сцены театра.
Важной вехой в развитии театра стало открытие Новой сцены 29 ноября 2002 г. Был сформирован ее технический и административный персонал. Новая сцена сразу же была включена в систему планирования репертуара, сейчас в этом здании идет подготовка уже к 10 премьере. Работа театра на Новой сцене позволила осуществить ряд современных, экспериментальных постановок. Проведена адаптация большого числа спектаклей, выпущенных на Основной сцене.
10. Подготовка к реконструкции Основной сцены.
Таким образом, были созданы все условия для начала реконструкции исторического здания Большого театра. А совместно с фирмой McKinsey&Company разработана программа по обеспечению полноценной работы театра в период реконструкции Основной сцены.
В эту программу вошли:
- модель штатного расписания в период реконструкции;
- проработка юридических механизмов оптимизации штатного расписания;
- прогноз финансовых показателей работы театра в этот период.
Коротко основные принципы этой программы, а также программы дальнейшего развития Большого театра на период до 2010 года можно сформулировать следующим образом:
- проведение реконструкции и реставрации Большого театра в срок до 2008 года;
- сохранение творческого коллектива;
- сохранение лучших спектаклей театра;
- выпуск новых постановок;
- реализация программы «Большой театр — России»;
- организация зарубежных гастролей.
После основного доклада членам коллеги была представлена концепция творческого развития Большого театра, о которой рассказали музыкальный руководитель — главный дирижер Александр Ведерников и художественный руководитель балета Большого театра Алексей Ратманский. Свое мнение о работе театра в указанный период высказали председатель исполнительного комитета Попечительского совета Большого театра профессор Константин Ремчуков и член исполнительного комитета от компании McKinsey&Company Виталий Клинцов. С экспертными оценками творческого состояния театра выступили заведующая отделом музыкального театра журнала «Музыкальная академия» Марина Нестьева и заведующий кафедрой истории театра и кино Российского государственного гуманитарного университета Вадим Гаевский.