*****

16.10.2013

Премьера этого спектакля состоялась на Новой сцене Большого театра 20 июня 2004 г. и имела очень широкий резонанс. Во-первых, театр вступил в мировое сообщество оперных театров, активно практикующих совместные постановки, что, как известно, позволяет сократить «производственные» расходы и одновременно расширяет круг зрителей.
Во-вторых, впервые в России опера прозвучала в первой редакции (дирижером-постановщиком был Александр Ведерников).
В-третьих, оперная труппа Большого поработала под руководством всемирно известного режиссера, лидера немецкого авторского театра Петера Конвичного.
В-четвертых, спектакль представил российской публике звезд зарубежной оперной сцены — исполнителей двух центральных ролей.
Наконец, этот умный и тонкий спектакль просто-напросто понравился и публике, и критике, по достоинству оценившим предложенную им неожиданную интерпретацию известного сюжета.
В 2006 г. «Голландец» покинул Большой театр, переместившись на подмостки Баварской государственной оперы, ставшей его партнером на этом проекте. И вот спустя шесть лет этот замечательный спектакль возвращается в Большой.


Отклики СМИ на премьеру 2004 г.
«Большой театр показал последнюю и самую интригующую премьеру сезона — „Летучего голландца“. В ней, куда ни посмотри, все новость. Это первый Вагнер на здешней сцене за двадцать последних лет. Это первая копродукция нашего театра с одной из лучших оперных компаний мира — Баварской оперой. И это дебют в России немецкого режиссера Петера Конвичного, ключевой фигуры современного оперного театра. Конвичный устраивает настоящую провокацию, заставляет думать о неприятном, отвечать на вопросы, на которые, в общем-то, нельзя ответить, и сомневаться во всем на свете». («Известия», 22.06).

«Конвичный остался верен себе: вполне ощутив, осмыслив и впитав специфический „московский“ культурный контекст, он все же создал совершенно неконвенционального „Голландца“, столкнув в нем исторические времена и мировоззрения. Бунтари-одиночки Сента и Голландец восстают против размеренной, наперед расчисленной жизни косного бюргерского общества: протест, столь типичный для немецкого искусства еще во времена Шумана, не потерял актуальности и в сегодняшней Германии. В своем священном стремлении к свободе герои Конвичного безжалостно разрушают знакомый мир, прорываясь к вечной гармонии. „Освобождение через гибель героев“ — вагнеровская идея оперы — обретает у Конвичного новый оттенок: „освобождение через всеобщую гибель“.
Немецкий постановщик прямо-таки манифестирует примат остроумного театрального приема: обозначим его как „обманутые ожидания“. Многочисленные обманки не только подстегивают зрительское внимание; они исполняют функцию порождающего импульса, двигающего драматургию к логическому концу-катастрофе». («Петербургский театральный журнал», № 37, июнь).

«Легкими, но меткими штрихами режиссер превращал мрачноватую сказку в пугающий, жестокий текст о человеческих комплексах, маниях, страхах и бесчеловечных повадках. О демонах социума, чьи злобность и могущество превосходят силу любых демонических персонажей. <...>
Сквозь самые невинные сцены (вроде финала первого действия с его пугающим пересказом веселых театральных клише) то и дело сквозила агрессия, поставленная Конвичным с мастерством прямодушного марксиста.
Финал истории концептуально строг и хлесток, какими так часто бывают решения Конвичного. Сента, жаждущая доказать Голландцу, что верна ему до смерти, у Вагнера бросается в море (после чего оба возносятся на небо). Конвичный, внимательно вслушавшийся в Вагнера, заставляет Сенту взорвать весь мир. Так решается не только проблема любви до гроба, но и вопрос о разрушительности романтических героев и романтических представлений». («Время новостей», 22.06).


«Голландец» глазами Конвичного:
«Вагнеровские оперы для меня — документы нашей истории культуры. Через их содержание я понимаю, каковы были отношения между людьми, какие стороны личности подавлялись, как человек страдал, на что надеялся. Вагнер жил в середине XIX века, когда свершилась, если так можно сказать, «неправильная» революция. Многие историки считает, что именно в этот момент и возникли предпосылки для появления Гитлера. Все эти исторические комплексы содержатся в произведениях Вагнера и прежде всего в его музыке — до него ведь такого не писал никто. Важнейший тезис Вагнера гласит: «Либо мы строим наше счастье на обладании и власти — и тогда мы теряем жизнь и любовь, либо мы говорим, что жизнь и любовь важнее, и отказываемся от богатства и власти».

Постановку Петера Конвичного возобновляет в Большом молодой немецкий режиссер Нина Гюльсдорф. За дирижерским пультом — музыкальный руководитель—главный дирижер Большого театра Василия Синайский.

Исполнители
В партии Голландца выступят канадский певец Натан Берг — «высокий, величавый бас — блестящий актер, обладающий ощутимым сценическим присутствием» («Файненшл таймс») — и немецкий певец Виланд Затер, «обладающий идеальным голосом для драматических партий: глубоким басом и лирическим баритоном одновременно». (Passauer Neue Presse/ «Новая печать Пассау»). В партии Сенты заняты американская певица Марди Байерс, блестяще исполнившая в Большом театре парию Мари в опере «Воццек», и солистка Большого театра, ведущее сопрано Елена Зеленская. Приглашенный артист Большого театра (и ведущих оперных театров мира) Александр Телига и солист Большого Николай Казанский исполнят партию Даланда. В партии Эрика выступят солист Большого, один из ведущих теноров труппы Роман Муравицкий, исполнивший эту партию в серии премьерных показов спектакля в 2004 г., и Виктор Антипенко — молодой певец, в прошлом сезоне дебютировавший на сцене Большого театра.

Первая серия представлений «Летучего голландца»-2013 пройдет 16, 17, 18, 19, 20 и 22, 23, 24 октября.