Реквием Верди на Исторической сцене Большого театра

19.11.2013

Реквием Верди, единственное крупное «нетеатральное» сочинение великого итальянского композитора, является одним из популярнейших произведений вокально-симфонического жанра и, быть может, самым «нелитургическим» образцом прочтения заупокойной мессы.


Впервые идея написать подобное произведение пришла Верди в 1868 г., когда умер Джоаккино Россини. Верди думал о коллективном сочинении (своего рода масштабном музыкальном приношении всей Италии), которое напишут двенадцать наиболее известных итальянских композиторов (по числу частей Реквиема) и которое будет исполняться только раз в год — в годовщину смерти Россини. Однако этот проект не был осуществлен.

Пять лет спустя итальянцы лишились другого выдающегося соотечественника — литератора, ученого, революционера и общественного деятеля Алессандро Мандзони, которого Верди называл «святым человеком», «славой Италии». Их личная встреча состоялась в том же 1868 г., но композитор с детства благоговел перед его личностью и литературным творчеством.

Стремление почтить память Мандзони дало новый импульс вдохновению Верди, закончившего свой Реквием к началу 1874 г. Впервые исполненный (под управлением автора) в миланском соборе св. Марка в годовщину смерти Мандзони, он был — и с оглушительным успехом — повторен в театре Ла Скала. Столь же триумфальными были исполнения Реквиема Верди год спустя в Лондоне, Париже и Вене.

К тому времени Верди был автором «Аиды» и, разочарованный реакцией критиков на свое последнее творение, дал себе зарок не писать опер (знакомство с Арриго Бойто и два шекспировских шедевра, созданных в содружестве с ним как либреттистом были еще впереди). Однако и в литургическом сочинении специфика стиля Верди, несмотря на его глубокую религиозность, проявляет себя с поистине ошеломляющей силой. Конечно, в Реквиеме есть моменты строгой отрешенности, молитвенного настроения, примеры мастерской полифонии, идущей от итальянской школы «строгого стиля», но не они принесли этому произведению всемирную славу.


Картины страшного суда, звуки трубы, возвещающей конец мира как внезапно обрушивающейся на человечество катастрофы; боль утраты близкого, горячо любимого человека; тихая и проникновенная мольба о прощении и спасении — драматическая правдивость этих образов достигается средствами оперной музыки, эмоциональный накал не уступает лучшим страницам вердиевских музыкальных драм. Именно это обусловило дальнейшую исполнительскую судьбу Реквиема Верди, звучащего преимущественно в концертных залах, а не в рамках церковной литургии.

Впервые в Большом театре «Реквием» Верди прозвучал в конце XIX века и затем не раз появлялся в его афише (замечательное исполнение под управлением Александра Мелик-Пашаева было зафиксировано а записи). На этот раз вместе с оркестром Большого театра на его Историческую сцену выйдет один из старейших коллективов Москвы — Государственный академической русский хор им. А.В. Свешникова. Его возглавляет Евгений Волков — ученик и преемник Бориса Тевлина, под руководством которого в 2008-12 гг. хор вошел в круг лидеров российской и мировой хоровой культуры.

Сольные партии исполнят ведущие певцы оперной труппы Большого — заслуженная артистка Азербайджана Динара Алиева, являющаяся приглашенной солисткой Венской государственной оперы и Латвийской национальной оперы; сделавшая прекрасную зарубежную карьеру заслуженная артистка России Елена Манистина; приглашенный солист театра заслуженный артист России Михаил Губский (недавно исполнивший труднейшую партию Собинина в концертном исполнении «Жизни за царя» М. Глинки на Новой сцене) и солист труппы с 2010 г., в начале года успешно дебютировавший в Ла Скала заслуженный артист России Дмитрий Белосельский.

За дирижерским пультом — инициатор концерта, главный дирижер и музыкальный руководитель Большого театра Василий Синайский.

Борис Мукосей