*****

27.11.2013

Имена Бетховена и Вагнера неразрывно связаны в истории европейской музыки. Сильнейшие впечатления, которые получил юный Вагнер от исполнения бетховенских симфоний оркестром Гевандхауз и от представления оперы «Фиделио» (с участием великой певицы и артистки Вильгельмины Шредер-Девриент), укрепили в нем желание посвятить себя музыке. Двадцать лет спустя Вагнер — королевский капельмейстер Дрезденской оперы — фактически возродил Девятую симфонию, раскрыв своей дирижерской трактовкой подлинный смысл и значение этого монументального шедевра для музыкантов и публики. Девятую Вагнер положил в основу своей теории «музыки будущего», ссылаясь на нее как знак «кончины» чисто инструментальных жанров. И уже более ста лет произведения Вагнера и Бетховена нередко соседствуют в концертных программах, а Девятая симфония предваряет исполнения вагнеровских шедевров в Байройте.

Идея и концепция концерта «Бетховен—Вагнер» в Бетховенском зале — своеобразного камерного посвящения двухсотлетнему вагнеровскому юбилею — принадлежит пианисту, композитору и концертмейстеру Александру Праведникову, уже много лет выступающему в концертах вместе с певцами Большого театра. Он будет бессменно находиться у рояля, участвуя в исполнении вокальных фрагментов из вагнеровских музыкальных драм (партию концертмейстера в них вряд ли можно назвать аккомпанементом!) и симфонических отрывков в транскрипциях Ференца Листа.

Сольные партии прозвучат в исполнении солистов оперной труппы Большого — победительницы Международного конкурса Би-би-си «Певец мира», лауреата молодежной премии «Триумф» Екатерины Щербаченко (сопрано), лауреата Международного конкурса «Мадам Баттерфляй» в Молдове Анны Нечаевой (сопрано), лауреата 
I премии Международного конкурса «Musica classica» Леонида Виленского (тенор), приглашенного солиста, в прошлом артиста Молодежной оперной программы Алексея Пашиева (баритон).

В первом, «бетховенском» отделении концерта прозвучат песня «Аделаида» (солистка — Екатерина Щербаченко) и одно из его наиболее драматичных камерных произведений — «Крейцерова» соната для скрипки и фортепиано в исполнении солиста оркестра Большого театра, лауреата международных конкурсов, участника трио им. С. Рахманинова Михаила Цинмана (скрипка) и Александра Праведникова.