«Моцарт и Сальери» и «просто» Моцарт25.12.2013
В первом отделении концерта будет исполнена опера Н. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». Идея музыкального воплощения пушкинской «маленькой трагедии» зародилась у композитора после того, как он закончил работать над оркестровкой оперы А. Даргомыжского «Каменный гость» (смерть Даргомыжского помешала ему завершить свое произведение, «Гостя» дописывал Кюи, оркестровал Римский-Корсаков). Эта опера явилась первым примером «речитативной оперы» в русской музыке. И, подобно Даргомыжскому (его памяти и посвятил Римский-Корсаков «Моцарта и Сальери»), он не меняет ни слова в литературном первоисточнике и строит всю оперу как диалог двух действующих лиц-«антагонистов». В опере лишь цитируются два фрагмента сочинений Моцарта — I части «Реквиема» и дуэттино из «Дон Жуана» — их исполняет персонаж, именуемый Слепым скрипачом. И присутствует внутренне завершенная, «самодостаточная» сольная фортепианная фантазия, мастерски имитирующая моцартовский стиль. Первая постановка оперы состоялась в 1898 г. в московской частной опере Мамонтова, в партии Сальери выступил Федор Шаляпин, фортепианную фантазию исполнял молодой Сергей Рахманинов. Опера неоднократно звучала на сцене Большого театра, но камерный ее характер (что подчеркивал и сам автор — «не есть ли „Моцарт“ просто камерная музыка, ... теряющая свое обаяние на большой сцене») делает ее исполнение даже более уместной в атмосфере Бетховенского зала. Распечатать
|