Константин Шушаков — выпускник Молодежной оперной программы Большого театра 2011 г. В том же году он стал лауреатом Международного конкурса им. королевы Елизаветы в Брюсселе и серебряным призером Международного конкурса Пласидо Доминго «„Опералия“», состоявшегося в Москве. С прошлого года певец — солист оперной труппы Большого театра, на сцене которого успел проявить себя в самых разноплановых ролях — от гротесковых (Папагено в «Волшебной флейте», Шонар в «Богеме» и Панталон в «Любви к трем апельсинам») до лирико-драматических партий (Щелкалов в «Борисе Годунове», Князь Елецкий в «Пиковой даме»).
На этот раз Константин Шушаков предстанет перед публикой как камерный певец — и с весьма необычным репертуаром. Программа его сольного вечера, с одной стороны, охватывает небольшой временной отрезок: русская и французская вокальная лирика конца XIX и начала XX вв.; с другой стороны, представленные произведения могут показаться совершенно не соединимыми в одном концерте — это «Песни и пляски смерти» Модеста Мусоргского и... «Грязные песни» Франсиса Пуленка.
Вокальный цикл Мусоргского на стихи А. Голенищева-Кутузова, написанный в 1874 г., стал одним из высших достижений русского искусства. Апеллирующий к популярному в живописи Средневековья сюжету, он остается современным в любую эпоху благодаря предельной остроте музыкального высказывания и той пронзительной человечности, которая была свойственна Мусоргскому. Что общего может быть между ним и циклом Пуленка «Chansons Gaillardes» (1925-26 гг.)?
Однако Пуленк — наряду с другими французскими композиторами ХХ века — был глубоко захвачен творчеством Мусоргского. Один из наиболее ярких членов «Группы Шести», он неоднократно выступал в Париже с докладами о творчестве русского композитора, влияние которого легко прослеживается в его собственных вокальных сочинениях. Подобно Мусоргскому, Пуленк, по словам музыковеда И. Медведевой, «с поразительным мастерством ... добивается предельной выразительности текста, оттеняет малейшие нюансы человеческой речи».
Вокальный цикл (в советских источниках корректно переведенный как «Озорные песни») написан на тексты анонимных поэтовXVII века. Фривольная, «низкая» трактовка любовных чувств в них отражает многовековую традицию «карнавальной» эстетики европейского искусства. А ведь Любовь, могучую стихию эмоциональную и чувственную, средневековый карнавал противопоставлял Смерти как единственное доступное «смертному» человеку оружие, способное остановить ее неумолимую поступь...
Полярные миры «революционеров от музыки» Мусоргского и Пуленка дополнены в концерте произведениями Сергея Рахманинова и Габриэля Форе — тонких мастеров музыкальной лирики, в творчестве которых традиция и новизна, мелодическая завершенность и эмоциональное богатство сочетались в гармоничном единстве.
Партию фортепиано исполнит лауреат международных конкурсов София Вашерук. Ведет концерт музыковед Борис Мукосей.