В этом концерте примут участие все артисты Молодежной оперной программы Большого: сопрано Руслана Коваль, Екатерина Морозова и Кристина Мхитарян, меццо-сопрано Александра Чухина, тенора Павел Валужин, Богдан Волков и Арсений Яковлев, баритоны Александр Киреев и Андрей Морозов, басы Александр Рославец и Даниил Чесноков, а также солистка оперной труппы, выпускница Молодежной оперной программы 2013 г., лауреат I Международного конкурса им Н. Жиганова в Казани меццо-сопрано Юлия Мазурова.
Автором концепции и музыкальным руководителем концерта является композитор, пианист и концертмейстер заслуженный артист России Александр Покидченко, успешно сочетающий деятельность «академического» и джазового музыканта. Партию фортепиано также исполнят лауреат международного конкурса им. М. Юдиной, концертмейстер Академии хорового искусства им. В. Попова Валерия Прокофьева и концертмейстер Молодежной оперной программы, лауреат всероссийского конкурса Елизавета Малашенко.
Программа концерта выстроена как антология романсового наследия автора «Снегурочки» и «Царской невесты». В творчестве Римского-Корсакова работа над камерно-вокальным жанром, как правило, предшествовала созданию крупных произведений, а порой свидетельствовала об изменении стиля, поиске новых выразительных средств.
Время сочинения романсов соч. 3, 4 и 7 (1866-67 гг.) связано с интенсивным поиском творческой индивидуальности, а «Еврейская песня» из соч. 8 (1870 г.), созданная в разгар работы над «Псковитянкой», уже вызывает огромный восторг у Владимира Стасова, разглядевшего в этом «страстном и увлекательном» романсе наступление художественной зрелости (к этому времени относится и романс «Когда гляжу тебе в глаза», опубликованный позже, в соч. 25).
Два последующих романсовых опуса (26 и 27) относятся к 1882-83 гг. и вновь отражают напряженный внутренний поиск композитора, стремившегося избежать самоповторения после уже достигнутых высот.
Подлинной вершины в этом жанре композитор достигает во второй половине 1890-х гг. — последний раз обращаясь к камерно-вокальной лирике, он создает новый для себя тип романса. Римский-Корсаков называл эти опусы «музыкальными эскизами к «Царской невесте», поразившей современников лирико-драматической экспрессивностью вокальных партий. Многие из них («Дробится, и плещет, и брызжет волна...», «Когда волнуется желтеющая нива», «Шепот, робкое дыханье...», «Редеет облаков летучая гряда», «Звонче жаворонка пенье», «Поэт», «Анчар», «Ненастный день потух» и другие) принадлежат к высшим достижениям русской вокальной музыки и уже более ста лет входят в золотой репертуарный фонд.
Есть и среди них, однако, полузабытые произведения, редко украшающие сегодня концертные программы (вокальный цикл «У моря» соч. на стихи А.К. Толстого соч. 46 — в этот раз он прозвучит целиком). Помимо выше названных, в концерте будут исполнены и те романсы, что относятся к самым первым опытам композитора в этом жанре (соч.2), написанные 21-летним Римским-Корсаковым «в подражание Балакиреву» — «Пленившись розой, соловей» и «Щекою к щеке ты моей приложись».