В Большом расцветет галантная эпоха!

06.11.2014

Путешествие в «галантную Францию» эпохи барокко предлагает совершить публике Большого театра ансамбль «Les Arts Florissants» («Цветущие искусства»). Основанный в 1979 г. их бессменным руководителем, дирижером, клавесинистом, музыковедом и педагогом, уроженцем США Уильямом Кристи, он стал первопроходцем аутентичного исполнительства во Франции, открыв множество шедевров эпохи барокко; но и теперь, тридцать пять лет спустя, уверенно держит планку одного из лучших музыкальных коллективов мира (названием послужила одноименная опера М.А. Шарпантье). «Les Arts Florissants» осуществляют проекты совместно с лучшими оперными театрами и фестивальными площадками Европы. За время своего существования музыканты записали свыше ста компакт-дисков с участием выдающихся исполнителей.

В 2014 г. отмечается 250-летие со дня смерти Жана Филиппа Рамо. Один из выдающихся композиторов своего времени, современник Баха и Генделя, крупнейший музыкальный теоретик эпохи, Рамо значительно усовершенствовал французскую барочную оперу и балет, изобретя новые приемы музыкальной выразительности. Еще в начале ХХ века Клод Дебюсси призывал французов ценить Рамо как наследника истинно национальных традиций; сегодня его театральные произведения исполняются по всему миру, но в Москве — впервые.


Эгле — Элоди Фоннар, Дафнис — Рено ван Мехелен. Дирижер — Уильям Кристи.
Фото Филиппа Делваля.


Представления с музыкой Рамо — «Рождение Осириса» и «Дафнис и Эгле», впервые поставленные более 260 лет назад, — назывались «балетами», но это, разумеется, не балеты в привычном смысле этого слова.
Инструментальная музыка и пение под эгидой «прекрасного танца» соединятся здесь в причудливом, но нерасторжимом единстве.

Представление двух «балетов» Рамо проходит в рамках европейского турне ансамбля, посвященного памяти великого композитора Франции. Оно начнется 4 ноября в Люксембурге и закончится 22 ноября в Париже.

Постановка осуществлена на базе музыкального театра г. Кан и в сотрудничестве с Центром барочной музыки Версаля/Centre de musique baroque de Versailles. Хореограф-постановщик — специалист по барочному и современному танцу Франсуаз Деньо, режиссер-постановщик спектаклей, Софи Данеман, успешно совмещает певческую и режиссерскую карьеру; художник по костюмам — специалист по историческим костюмам Ален Бланшо.

«Я сравниваю „Прекрасный танец“ с приемной матерью для всех зародившихся впоследствии стилей»
Жан-Жорж Новерр


Более трех с половиной веков назад «король-солнце» Людовик XIV создает Королевскую академию танца, несколько лет спустя — Королевскую академию музыки. С тех пор во Франции музыка и хореография развивались параллельно, но именно балет приобрел в ту эпоху истинную самостоятельность и достиг небывалого совершенства. Искусство танца во всем его многообразии стало частью жизни не только профессиональных танцовщиков, но и всего королевского двора, более того: балет становился самой жизнью, а жизнь — большим балетом, в котором король играл роль хореографа и солиста (как он солировал на сцене поставленных в Версале спектаклях). Со временем эпоха французского классицизма и, вместе с ним, «Прекрасного танца» отошла в историю, но его глубочайшее значение для последующего развития балетного искусства лучше других понимал такой радикальный новатор, как Ж.Ж. Новерр. Наконец, четкая классификация танцевального искусства, сформировавшаяся в то время, легла в основу того, что мы сегодня называем «классической хореографией».