Уроженец Ленинграда, представитель знаменитой дирижерской школы Ильи Мусина, Семен Бычков в возрасте 21 года стал лауреатом Всесоюзного конкурса дирижеров имени С. Рахманинова (1973 г.) и получил приглашение в симфонический оркестр Ленинградской филармонии. Однако по-настоящему его талант раскрылся после отъезда за границу, где молодой музыкант надеялся обрести свободу выбора, в чем вполне и преуспел.
Окончив знаменитый Маннес-колледж в Нью-Йорке, Семен Бычков стал работать с оркестрами Мичигана и Буффало, а с середины 1980-х гг., дебютировав на фестивале в Экс-ан-Провансе (Франция), начал европейскую карьеру.
В настоящее время Семен Бычков возглавляет дирижерские курсы Королевской академии музыки в Лондоне. Он признанный оперный дирижер, востребованный ведущими театрами мира — нью-йоркской Метрополитен-оперой, Ла Скала, Королевской оперой Ковент-Гарден и др., а также крупнейшими фестивалями, среди которых и Зальцбургский фестиваль, и Флорентийский музыкальный май. Его театральный репертуар включает как русскую, так и западную музыку («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта» П. Чайковского, «Борис Годунов», «Хованщина» М. Мусоргского, «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича; «Идоменей» В.А. Моцарта, «Лоэнгрин», «Тангейзер», «Тристан и Изольда» Р. Вагнера, «Отелло», «Бал-маскарад», «Дон Карлос» Дж. Верди, «Богема», «Тоска» Дж. Пуччини, «Электра», «Кавалер розы», «Женщина без тени» Р. Штрауса, «Енуфа» Л. Яначека).
С 1989 г. г-н Бычков руководил Парижским симфоническим оркестром, а в 1998-2010 гг. возглавлял один из лучших симфонических оркестров Германии — Западногерманского Радио (WDR) в Кёльне, с которым осуществил ряд записей, получивших самые высокие оценки профессиональной критики.
В качестве приглашенного дирижера маэстро сотрудничал с лучшими оркестрами мира (Берлинской и Мюнхенской филармоний, амстердамского Концертгебау, Лондонского симфонического оркестра, оркестра Би-би-си, лейпцигского Гевандхауз, Нью-Йоркского филармонического оркестра), а свое 60-летие отметил концертами с Венским филармоническим оркестром в Вене и Тель-Авиве.
Его симфонический репертуар включает симфонии В.А. Моцарта, И. Брамса, Г. Малера, П. Чайковского, С. Рахманинова, Д. Шостаковича, Р. Штрауса. Критика отмечает безупречность дирижерской техники, глубокий интеллектуализм его интерпретаций, умение раскрыть стилевые особенности исполняемых сочинений. Уже не раз Семен Бычков выступал в Москве и Петербурге, однако за пультом Большого театра появится впервые.
«Сто лет русской музыки» — так можно было бы назвать программу концерта. Сочинения Глинки, Рахманинова и Шостаковича, написанные в течение 1856-1957 гг., принадлежат разным эпохам и жанрам, но обнаруживают безусловную преемственность национальных традиций отечественного музыкального искусства.
Вальс-фантазия" Михаила Глинки (1856 г.) — одно из последних и, возможно, самых «романтических» сочинений основателя русской композиторской школы. Переработанный из скромной фортепианной пьесы, «Вальс-фантазия» стал первым звеном в традиции русских симфонических вальсов, продолженной Чайковским, Глазуновым, Рахманиновым, Прокофьевым Хачатуряном.
Рапсодия на тему Паганини" (1934 г.) — последнее произведение Сергея Рахманинова для фортепиано с оркестром, известное сегодня и в многочисленных хореографических «версиях». Написанная в «американский» период жизни и творчества, «Рапсодия» своеобразно раскрывает тему внутренней борьбы, испытываемой истинным Художником в течение всей жизни; знаменитой теме каприса Паганини противостоит мотив средневековой католической «секвенции» «Dies irae» (День гнева), символически связанный с образами инфернальной, «темной» стороны бытия.
В «Рапсодии на тему Паганини» солирует американский пианист Кирилл Герштейн. Уроженец Воронежа, он закончил музыкальное образование в США (колледж Беркли в Бостоне, Манхэттенская школа музыки в Нью-Йорке), затем совершенствовался под руководством профессора Д. Башкирова в Мадриде, а в настоящее время является профессором Высшей школы музыки Штутгарта. Лауреат международного конкурса пианистов им. А. Рубиштейна, обладатель престижных премий им. И. Гилмора и им. Э. Фишера, Кирилл Герштейн выступает в лучших концертных залах Европы и США; одна из последних записей пианиста (совместно с альтисткой Т. Циммерман) удостоена приза «Diapason D’Or» (Франция).
Кульминацией концерта станет исполнение Одиннадцатой симфонии Д. Шостаковича («1905 год»). Написанная в год 40-летия Октябрьской революции (1957 г.), симфония с почти кинематографической точностью раскрывает трагическую цепь событий «кровавого воскресенья» — расстрела мирной демонстрации 9 января 1905 г., надломившего ход отечественной истории. В качестве музыкального материала Шостакович использует цитаты революционных песен и собственного цикла «Десять хоровых поэм на стихи революционных поэтов». Однако идею этого сочинения можно трактовать гораздо шире — как столкновение Человека с агрессивной стихией насилия и внутреннее сопротивление ему.