О СПЕКТАКЛЕ
За рубежом Рихард Штраус — один из самых репертуарных композиторов XX века. Популярность его опер, судя по количеству постановок, уже практически сравнима с той, которой пользуются шлягеры Вагнера и Верди. А вот в России он по-прежнему остается одним из самых редких гостей оперных подмостков. Так, например, «Кавалер розы» до постановки в Большом ставился у нас в стране лишь только раз (в ГАТОБЕ — так после революции некоторое время именовался Мариинский театр). Да и сам Большой за сто лет к творчеству композитора обращался только дважды.
Исправить «историческую несправедливость» был приглашен известный британский режиссер Стивен Лоулесс, считающийся одним из главных «специалистов» по Штраусу в Европе.
Спектакль получился ярким, красочным и очень тонким — и веселым, и лирическим, и грустным одновременно. Одной из главных тем стал ход времени — из церемониального XVIII века через буржуазную благообразность XIX-го персонажи и зритель вместе с ними попадают в карнавально-зловещую стихию века XX. Режиссер играет со зрителем, выстраивая широкий ассоциативный ряд.
Век XVIII. Фото Д. Юсупова.
Вместе с художником Бенуа Дугардином он создает на сцене настоящий венский миф, с азартом вспоминая его составляющие — здесь и Моцарт, и Иоганн Штраус, и даже Венский детский хор. «Я прекрасно знаю, что такое венский миф, — говорит г-н Лоулесс , - этот город представляет себя неким золотым шаром, внутри которого существует мир изысканных удовольствий, изящества и утонченности. Но как мы знаем, есть и другая сторона — гораздо более темная. Вена — это мыльный пузырь, который нужно проткнуть, чтобы он взорвался! И Штраус сам подталкивает нас к этому».
17, 19 и 21 июня в Большом театре вновь выступят главные герои премьерных представлений — замечательные певцы Мелани Динер (Маршальша), Стивен Ричардсон (Барон Окс) и Любовь Петрова (Софи). А партию Фаниналя исполнит известный французский баритон Николя Ривенк.
Нынешняя прокатная серия представляет и дебютантов. Октавиана — впервые в Большом — поет австрийская певица Михаэла Зелингер. Эта партия относится к ее коронным. «Открытием вечера, без сомнения, оказался самый прекрасный Октавиан, о каком только можно мечтать. Меццо-сопрано Михаэла Зелингер с ее необыкновенной вокальной легкостью, несомненно, стала одной из лучших исполнительниц этой партии. Какое сценическое присутствие, какую подачу слова, какое понимание театра демонстрирует молодая австрийская певица! Ее жесты просты, ее голос способен поражать и мощью, и ангельской сладостью» (ResMusica.com).
18 и 20 июня в главных партиях будут заняты Манфред Хемм (Барон Окс), Александра Кадурина (Октавиан), Михаэль Купфер (Фаниналь) и Алина Яровая (Софи). А в партии Маршальши дебютирует в Большом театре сопрано из ЮАР Йоханни ван Оострум. Партия Маршальши для этой певицы и вовсе совсем особенная: она каждый год получает приглашение исполнить ее в новом театре!
За дирижерский пульт встанет известный венгерский дирижер Стефан Солтеш, который также специализируется на операх Рихарда Штрауса.
Век XX. Фото Д. Юсупова.