Максаковой посвящается

11.04.2006

Мария Максакова принадлежит к плеяде певцов «золотого века» оперной труппы Большого театра и является одной из тех, кто деятельно созидал легендарный художественный стиль этой сцены и закрепил его в сознании нескольких поколений как подлинно национальное искусство русской оперы. Она спела здесь большинство главных партий мирового и русского репертуара для меццо-сопрано: Любашу в «Царской невесте», Марфу в «Хованщине», Ольгу в «Евгении Онегине», Весну в «Снегурочке», Амнерис в «Аиде», Азучену в «Трубадуре», Ортруду в «Лоэнгрине», Далилу в «Самсоне и Далиле», Шарлотту в «Вертере», Орфея в одноименной опере Глюка. Свою коронную партию — Кармен певица исполнила более 700 раз и навсегда осталась для старших поколений меломанов нашей страны эталоном сценического и вокального мастерства.

Личность Максаковой — певицы, педагога и даже «теоретика» искусства — достаточно хорошо известна. Но есть и другая Максакова, менее известная, а лучше сказать, неизвестная совсем. Ее жизненная судьба складывалась трагично, и только силой духа певицы, удивительной цельностью личности можно объяснить то, что она с достоинством преодолела все испытания, выпавшие на ее долю. Закрытым страницам жизни Максаковой и посвящена преимущественно новая книга, инициированная дочерью певицы, знаменитой актрисой театра и кино Людмилой Максаковой. Ее огромный очерк о Марии Петровне и открывает это издание.

Помимо воспоминаний о певице, ее дневниковых записей, в книге опубликован очерк Александра Колесникова. Это попытка прочертить линию судьбы: от чудесного дебюта Максаковой на сцене Большого театра (1923 г.) — через перипетии личной жизни, опасные взаимоотношения с верховной властью в 1930-50-е гг. — к последнему периоду «подведения итогов».

Портрет Максаковой дополняют великолепные иллюстрации: рисунки — эскизы костюмов, автографы, фотографии на сцене и в жизни.