«Борис Годунов» покоряет Лондон

29.07.2006

Долгий придется совершить экскурс в историю, чтобы найти постановку столь же старинную, как и «Борис Годунов», привезенный из Москвы Большой оперой в ее первый визит в Ковент Гарден, — столь же старинную и столь же «крутую».

Это музейная редкость, но она стоит того, чтобы ее сохранять. «Борис» — это квинтэссенция русской оперы, а постановка Леонида Баратова — это тот вид, который он обрел в Большом в 1948 году. Очень увлекательно размышлять о том, кто только мог ее видеть.

Изменилось ли что-нибудь с тех пор? Только не «парики». Декорации были подновлены, но они по-прежнему представляют собой вереницу роскошных сводчатых русских интерьеров. Польский акт, — в котором Виталий Таращенко пытается придумать, чем еще кроме своих фальшивых притязаний на трон он мог бы завлечь великолепную Марину Елены Манистиной, — разворачивается в садах, которые скорее могли бы окружать Виндзорский замок, а не варшавскую крепость.

Невероятный молодой бас Михаил Казаков — настоящее открытие. Роль истерзанного царя требует взгляда, тембра, энергетики и понимания 50-летнего человека, но Казаков способен выдать все это всего-навсего в тридцать. Его голос не совсем тот знаменитый специфически русский непостижимый бас — но это есть, кому восполнить: Тарасу Штонде в роли Пимена и Валерию Гильманову, на редкость убедительному в роли пьяного монаха Варлаама.

Это опера народных сцен. И, хотя коронация не прозвучала настолько впечатляюще, насколько могла бы, в сцене бунта хор взял свое. Оркестр был неутомим — под управлением музыкального руководителя театра Александра Ведерникова. Благодаря ему, когда в конце концов реконструкция здания будет завершена, можно будет не сомневаться в том, что театр-флагман страны опять станет домом для труппы-флагмана этой страны.

Эрика Джил
«Гардиэн», 29.7.2006
(постановка отмечена четырьмя звездочками)