Большой балет показал «наше все»07.08.2006
На краю обрыва лебеди не постояли Ответ будет: и то, и другое. Балетные труппы оценивают по тому, насколько хороши они в этом балете чисто физически и вместе с тем способны «говорить» о сексе и смерти. Через пятьдесят лет после первых гастролей в Лондоне, состоявшихся в 1956 году, (за которыми последовали и другие многочисленные гастроли) Большой балет исполняет «Лебединое озеро» на сцене Королевской оперы; и у него нет проблем с физической красотой, а вот с психологическим подтекстом дело обстоит уже совсем не так хорошо. Что неожиданно, поскольку данная постановка «Лебединого озера» — работа Юрия Григоровича, бывшего танцовщика и руководителя балетной труппы Большого театра, который потеснил полную аллегорий красивую сказку, недвусмысленно насытив балет психологией. По традиции в «Лебедином озере» представлена двойственность женской натуры, воплощаемая непорочной Одеттой и этакой женщиной-вамп Одиллией. Благодаря Григоровичу мы теперь имеем дело в этом балете и с двойственностью мужской натуры: Принц — послушный долгу королевский сын и одновременно меланхоличный молодой человек, как сказали бы психотерапевты, с внутренними конфликтами. Проблема в том, что вчерашний Зигфрид был не предназначен для той игры, которая от него требовалась. Руслан Скворцов немного хмурил брови, много вздыхал, но никак не производил впечатления человека, у которого психологический кризис. Разочаровал — нечеткое вращение, низкий прыжок — и его танец. Он выполнял все очень, очень осторожно (вы бы так проходили тест-драйв), но ничто не могло спасти его шатких поддержек. Намного лучше выглядел Шут, которого исполнял блистательный Вячеслав Лопатин. Очень, очень хороший танцовщик, благодаря его исполнению в этой, казалось бы, комедийной роли неожиданно стала ощущаться некая скрытая угроза. Хорош был и Дмитрий Белоголовцев в роли Злого Гения. Он тенью следует за Принцем, повторяя его движения, подобно тому, как Черный лебедь копирует Белого. Эта двойная параллель составляет суть «Лебединого озера» Григоровича: Принц не знает себя и не знает женщину, которую он желает. Жаль, что не все танцовщики могли соответствовать этой идее. Юрий Григорович провозглашает, что его новая версия «Лебединого озера» скорее представляет собой не сказку, а романтическую новеллу, действие которой разворачивается в сознании Зигфрида. Нет ничего страшного в том, что сказочный сюжет балета превращен в мучительную психодраму. Подобная перемена всего лишь должна сказать зрителю, кто такой Зигфрид, почему он ощущает себя отчужденным от своего окружения, и что, по сути, он живет в своих мыслях, фантазируя о женщинах, переодетых в лебедей. К сожалению, Григорович — забыл, как рассказывают историю в балете. Первая сцена, которая должна обозначить конфликт между Зигфридом и окружающим его миром, на поверку оказывается пустышкой. Вся сцена во дворце сводится к изображению нескольких скучающих придворных. А королева, которая весьма далека от образа старой карги, силой вынуждающей сына к отступлению, почти ничем не проявляет себя, за исключением нескольких неопределенно-имперских жестов и взмахов юбками. Наконец начинает танцевать свое первое соло одинокий и тоскующий по любви Зигфрид, которому предлагается так мало настоящего драматического материала, что все, что мог сделать Руслан Скворцов, танцевавший эту партию, это надеть на свое крупное, серьезное лицо маску страдания, годящуюся «на все случаи жизни». С развитием действия ничего не проясняется. Это не имело бы слишком большого значения, если бы Григорович позволил оригинальной музыке и хореографии проявить ожидаемое от них волшебство. Но вместо этого он навязывает череду кошмарных изменений, «оскверняя» даже будоражащий катарсис Чайковского, что лишает балет его внутреннего эмоционального заряда. Пожалуй, самое ужасное при этом то, что Большой сейчас так хорошо танцует. Кордебалет ни в чем не уступает легендарному Киров-кордебалету. Есть настоящие индивидуальности среди солистов. А Светлана Захарова демонстрирует чудесным образом возросшее мастерство в партии Одетты-Одиллии. Если Одиллия еще заставляет ее, как раньше, немного нервничать, то ее Одетта с этими удлиненными тонкими запястьями, трепещущими над величественным медленным адажио, просто изумительна. Все — и она, и труппа — заслуживают настоящего «Лебединого озера». «Лебединое озеро», разумеется. Это восьмое чудо света впервые увидело свет в Москве в 1877 году. И какие бы изменения ни вносили в него время или постановщики (большинству из которых гореть бы в аду), Большой театр смело может называть его своим. Чудесные лебеди спасают постановку Есть два подхода к постановке балетной классики XIX века. Можно постараться с абсолютной точностью воспроизвести структуру, па и характер оригинала. А можно вогнать фрагменты в некую новую форму, сделав их максимально отвечающими стилистике и духу времени. Большой театр открыл свой сезон в Лондоне реконструированной постановкой балета Петипа «Дочь Фараона», которая как раз отражает принцип следования исторической достоверности. «Лебединое озеро», показанное в четверг, является примером альтернативного подхода. Поскольку это сражение происходит в сознании Зигфрида, грань между реальным миром Двора и возникающими в мечтах принца пейзажами у озера, зыбка и расплывчата. Переходы из одного мира в другой обозначаются лишь переменой ужасных старомодных декораций Симона Вирсаладзе и опусканием или подъемом занавесов, которые «затемняют» действие. Все это очень смело, но на самом деле не работает. Во-первых, возникает ощущение, что ты начал смотреть балет с середины. Бессмысленные метания и хождения Зигфрида и его придворных словно придуманы для того, чтобы заполнить драматическую музыку, надерганную из других мест партитуры. Во-вторых, если уж делать из «Лебединого озера» внутреннюю драму героя, то в центре постановки должен быть герой более экспрессивный, чем вялый и томный Зигфрид Руслана Скворцова. Но самое главное это то, что трактовка, предложенная Григоровичем, лишает смысла лебедей. Если они больше не во власти чар Злого гения, им нечего бояться и не на что надеяться: они становятся прекрасными символами ничего. Но все же, все же. Как только лебеди появляются, исчезают все сомнения. Кордебалет Большого — это чудо дисциплинированного танца. Они преодолевают сложности хореографии Петипа и Иванова в сценах на озере с фантастической уверенностью, в которой состоят их собственные чары. Великолепная постановка рук — достаточно просто посмотреть на их руки, и у тебя перехватывает дыхание. А в центре их, в их сердце — Светлана Захарова, одна из самых выдающихся балерин, которых вы когда-либо могли видеть. Движения ее Одетты исполнены такого тихого, трагического великолепия, прекрасны сломленные, как у птицы, руки, превосходно выполнены арабески, и во всем ее теле — с головы до кончиков ее красивых ног — чувствуется отзвук переживаемой ею эмоции. Коварная Одиллия Захаровой вызывающе блистательна, танцуя, она как бы бросает вызов залу — и делает это с потрясающим апломбом. Распечатать
|