Наталье Осиповой 20 лет. Она танцует в труппе Большого театра с 2003 года, после того, как окончила школу Большого балета (Московскую академию хореографии — БТ). Она очень мила, темноволоса, у нее очаровательная улыбка и не менее чарующая техника, техника-«бриллиантиссимо». Ее педагог и наставник (наставничество — естественная практика формирования и взращивания молодого таланта, что Россия знает очень хорошо, а Королевский балет успел забыть) — Марина Кондратьева, прекрасная балерина, запомнившаяся по другим, более давним сезонам Большого балета.
В четверг Осипова исполнила партию Китри на первом в нынешнем сезоне (сезоне Большого — БТ) представлении «Дон Кихота». Она появилась, пронесясь над сценой в каскаде прыжков, подобных вспышкам электрических разрядов, — таких прыжков я не видел с тех пор, как 40 или более лет назад нам их продемонстрировала в той же роли Майя Плисецкая. Разумеется, Осипова покорила нас, завоевав наши сердца и вызвав бурные аплодисменты.
Она молода, но очень одарена, восхитительна и, честное слово, просто неотразима. Самые заметные ее достоинства — баллон и элевация, манера, в которой она взмывает в воздух, находя место для своего танца гораздо выше, чем мы могли предположить, при этом все время улыбаясь и придавая каждой танцевальной фразе четкую и прекрасную форму.
Она парит, счастливо, без всяких видимых усилий — ее искусство полностью скрывает те великие труды, что видел репетиционный зал. У нее стальные пуанты, великолепные пируэты, и она знает, что двойные фуэте привлекают больше внимания, чем одинарные. И ее Китри выглядит такой очаровательной сумасбродкой, ослепляет улыбками, поражает молниеносными прыжками и дурачит своего возлюбленного Базиля (и нас) и ни разу не попадается в ловушку вульгарности. Это было выступление победительное от начала до конца, в высшей степени удачное и вдохновленное самой ее юностью как таковой. Свежесть ее мастерства, естественная и счастливая манера, в какой было сделано невозможное, вот что добавило блеска ее выступлению. Она редкий, прекрасный талант.
Ее Базилем был Денис Матвиенко, приглашенный солист Большого и достойный ее партнер. Великолепное мастерство танцовщика (выдающиеся пируэты, пожирающий пространство прыжок, легкость в самые страшные моменты) дополняется живостью актерской игры и подлинным сценическим очарованием.
Постановка представляет собой десятилетней давности отличную версию Алексея Фадеечева. И труппа испытывает пьянящее чувство удовольствия, исполняя латиноамериканские экзерсисы. И, к полной и окончательной радости, как и пару лет назад, появилась Юлиана Малхасянц в цыганском танце второго акта. Троны были повержены, войны выиграны — такая эта была вдохновенная красота, такой бурный темперамент. Это краткое и очевидно «поддельное» вставное соло получается великолепным благодаря гению Малхасянц. У меня есть хорошая новость: будущим летом Большой возвращается в Лондон.
Клемент Крисп
«Файнэншл таймс», 20.8.2006