Я благодарен создателям этого спектакля! Он очень умно задуман. Меня порадовали контраст между первой и второй частью, игра актеров и вся оперная труппа. Замечательна идея Чернякова обойтись без дуэли — сегодняшняя молодежь не знает, что такое дуэль. Я с удовольствием приглашу Большой театр показать этот спектакль в Париже.
Жерар Мортье,
генеральный директор Парижской национальной оперы
В 60-е годы, будучи совсем молодым, я вырвался на несколько дней из Лондона в Париж, где гастролировал тогда Большой театр. Меня потрясли все спектакли — «Хованщина», «Борис Годунов» и «Евгений Онегин». Дирижировал Мстислав Ростропович. С тех пор я не видел ни одной удачной постановки «Онегина» — все были хуже того спектакля. Но «Онегин» в постановке Дмитрия Чернякова меня восхитил. Большой театр выпустил выдающийся спектакль, который заставил меня вспомнить мою молодость.
Николас Пейн,
Президент ассоциации европейских оперных театров Opera Europa
Это очень серьезный и цельный спектакль, выполненный с достоинством, — и в таком на редкость трудном оперном жанре. Редкий пример: музыкальная ткань и действенная существуют вместе, их почти нельзя разделить. Если говорить о штампах, которыми оперный театр оброс в неисчислимом множестве, и едва ли не в первую очередь именно «Евгений Онегин», то Диме Чернякову удалось от них освободиться практически целиком и полностью. После Бориса Александровича Покровского у русской оперы появился еще один режиссер — Дмитрий Черняков. Это не комплимент, это — правда.
Олег Табаков,
художественный руководитель МXТ имени Чеxова
Я в восторге от этого спектакля. Он нарушает череду скучных, следующих неверно понятым традициям постановок оперы «Евгений Онегин» — и не только в России, но и за рубежом. Я смотрел на одном дыхании, настолько это было проникновенно! Современное прочтение, которое не коверкает шедевр Пушкина — Чайковского. Великолепная, подробнейшая режиссерская работа. Очевидно, что Черняков знает и чувствует музыку. Кстати, и музыкальное качество постановки было очень достойным. Буду пропагандировать эту постановку в Берлине!
Йохан Ковальский,
солист Комише опер (Берлин)
Работа Чернякова просто замечательна! Я понимаю, что хочет сказать режиссер, и согласен с ним на сто процентов: опера должна быть искренней, должна быть ближе. Многие воспринимают ее как привычку. Опера — это вирус, который надо постоянно тестировать на доброкачественность, а не принимать, как есть, хотя нас так учили. Митя это делает — он заново воспринимает сочинение, впуская из прошлого только добрые воспоминания. Это очень ценно. Важно сохранять и такие примеры, как постановка Покровского, но опера — не музейное искусство с экспонатами, помещенными в стерильную атмосферу. Опера — внутри жизни, а не отдельно от нее. Вы должны уйти из зала другим человеком. На спектаклях Чернякова я это чувствую. Я много раз в жизни чувствовал себя Онегиным, и постановка Чернякова абсолютно соответствует моему ощущению этого произведения.
Теодор Курентзис,
главный дирижер Новосибирского театра оперы и балета
Черняков заслуживает самой высокой оценки. Наверное, это вообще лучшая его работа. Спектакль очень умный. Я много ставил «Онегина» и сам много думал о нем. Дима нашел абсолютно верную тональность, очистил многие темы, музыку, которая немножко замусолена. Я поражен, насколько искренне и подробно прочитана партитура. Ее тонкость и интерпретируемость отодвинута на второй план, музыка как бы становится фоном. Она очень ровная, где-то даже статичная, сверху накладываются бытовые звуки, стук, звон, хохот. Все вместе рождает особую жизнь, которая нечасто появляется в опере. Меня даже не раздражают шумовые эффекты в моменты, когда принято затихать, например, во время исполнения «Кто ты, мой ангел ли хранитель...».
Огромную роль сыграл замечательный состав артистов. Видно, что им интересно работать в спектакле. Я сам люблю озадачивать артистов, ставить неожиданные задачи. А в постановке Димы это становится принципом. Мне очень нравится хор, наконец-то я увидел подробную настоящую живую актерскую работу. Очень нравится Ленский — Андрей Дунаев. Обычно в современных версиях «Онегина» артисты продолжают работать в пластике XIX века, но этот Ленский абсолютно современен. Продуман каждый жест, поворот головы. Но в этом спектакле я открыл нового Дмитрия Чернякова, так что сегодня у меня праздник.
Юрий Александров,
художественный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ Опера», председатель комиссии по опере СТД РФ
Это один из лучших спектаклей Чернякова, наряду с «Похождениями повесы» Стравинского. Он точен стилистически. Несмотря на то, что в спектаклях такого плана часто возникает много натяжек из-за переноса действия в новые обстоятельства, у Чернякова нет противоречий с первоисточником. Это большая удача для Большого театра!
Мне импонирует работа Ведерникова и оркестра. Особенно хорошо оркестр проявил себя в сцене дуэли, непосредственно перед выстрелом. Так дирижировал дуэль выдающийся оперный дирижер Мариинского театра Сергей Витальевич Ельцин. Из этого можно сделать вывод, что Ведерников руководствовался первой редакцией оперы, а не второй, которую сделали после исполнения оперы Направником. Партитура «Онегина» одна из самых сложных. Масса эпизодов, когда оркестр «на виду» и слышен каждый нюанс. Это очень серьезная задача для оркестра любого уровня, например, для групп виолончелей и валторн. В этом плане оркестру еще есть, над чем поработать.
Юрий Кочнев,
главный дирижер Саратовского театра оперы и балета
Мнением наших гостей поинтересовалась Олеся Якунина