Соглашение о сотрудничестве, подписанное генеральным директором Большого театра Анатолием Иксановым и генеральным директором театра Ла Скала Стефане Лисснером, действует до 2010 г. и предусматривает ряд значительных гастрольных проектов, в частности, гастроли в Милане Большого балета в мае 2007 г., оркестра и хора Большого театра в январе 2008 г., оперной труппы, оркестра и хора Большого — в сентябре 2009 г. Ла Скала нанесет ответные визиты в октябре 2008 г. — на гастроли приедут оркест и хор, в 2009 г. — балет, в 2010 г. — опера, оркестр и хор.
Алексей Ратманский уже назвал балеты, которые увидит миланская публика: это «Дочь фараона» Ц. Пуни и «Светлый ручей» Д. Шостаковича.
В пресс-конференции приняли участие:
- Михаил Швыдкой, руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии
- Анатолий Иксанов, генеральный директор Большого театра России
- Александр Ведерников, художественный руководитель и главный дирижер Большого театра
- Алексей Ратманский, художественный руководитель балетной труппы Большого театра
- Витторио Клаудио Сурдо, чрезвычайный и полномочный посол Италии в России
- Мария Ди Фреда, директор по внешним связям театра Ла Скала
- Роберто Джованарди, директор Театральной ассоциации Эмилия Романья
Пресс-релиз
История отношений двух великих театров — Большого театра России и миланского театра Ла Скала — является одной из самых ярких страниц мировой музыкальной культуры XX века. Сорок два года назад, в сентябре 1964-го, впервые в истории театр Ла Скала приехал в Москву и показал свои оперные шедевры на сцене Большого театра. Это были «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Турандот» и «Богема» Дж. Пуччини, а также «Трубадур» и «Реквием» Дж. Верди и концертная программа. За триумфальными выступлениями Ла Скала в Москве сразу же последовал ответный визит Большого театра в Милан. В советское время оперная труппа Большого, ранее не выезжавшая на Запад, вылетела со своим лучшим оперным репертуаром в Италию. В Милане были показаны: «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Князь Игорь» А. Бородина, «Пиковая дама» П. Чайковского, «Садко» Н. Римского-Корсакова, а также даны симфонические концерты.
Первые творческие визиты двух театров были настолько успешными, что это открыло перспективу для развития практики обменных гастролей.
В следующий раз Большой театр посетил Милан с гастролями в октябре 1973 года, показав лучшие спектакли русской оперной классики — «Евгения Онегина» П. Чайковского, «Руслана и Людмилу» М. Глинки, «Князя Игоря» А. Бородина, «Семена Котко» С. Прокофьева и «Хованщину» М. Мусоргского. Ответный визит Ла Скала состоялся в мае 1974 года со спектаклями «Аида» и «Симон Бок-канегра» Дж. Верди, «Золушка» Дж. Россини, «Норма» В. Беллини, «Тоска» Дж. Пуччини и с концертной программой.
Третьи гастроли Л а Скала на сцене Большого прошли в октябре 1989 года («Адриенна Лекуврер» Ф. Чилеа, «Так поступают все женщины» В. Моцарта, «Капулетти и Монтекки» В. Беллини и «Турандот» Дж. Пуччини, а также «Реквием» Дж. Верди). В те же дни в Милане Большой представил «Бориса Годунова» М. Мусоргского, «Жизнь за царя» М. Глинки, «Младу» Н. Римского-Корсакова и «Дуэнью» С. Прокофьева.
Оба театра за все обменные гастроли имели возможность познакомиться с несколькими поколениями величайших оперных певцов и дирижеров с мировой славой.
Сотрудничество между двумя театрами не ограничивалось обменными гастролями целых оперных коллективов. На сцене Ла Скала режиссер Большого театра Иосиф Туманов осуществил постановку оперы М. Мусоргского «Хованщина» с участием солистов обоих театров. В спектаклях Ла Скала принимали участие солисты Большого — Ирина Архипова, Елена Образцова, Евгений Нестеренко и другие. В Большом выступали Марио Дель Монако, Лючано Паваротти, Николай Гяуров, Мирелла Френи и другие. В разное время в Большом театре давали мастер-классы для оперных певцов бывшие солисты Ла Скала Джульетта Симионато и Фьоренца Коссотто. В Ла Скала проходили стажировку артисты Большого Александр Ф. Ведерников, Тамара Милашкина, Зураб Соткилава, Владислав Пьявко, Лариса Никитина, Тамара Синявская. В Большом стажировались балерины Ла Скала Анна Прина (ныне она — директор Миланской балетной школы), Лилиан Кози танцевала на сцене Большого главные партии в балетах «Жизель» и «Спящая красавица».