По велению сердца Джузеппе Верди

14.10.2018

Реквием Верди — единственное несценическое произведение великого итальянского композитора, пользующееся не меньшей популярностью, чем его оперы. Причиной создания Реквиема была смерть дорогого для Верди человека — поэта и писателя Алессандро Мандзони, хотя к написанию заупокойной мессы композитор приступил еще раньше — в 1868 г. — в связи с кончиной своего знаменитого коллеги Джоаккино Россини. Это был коллективный проект, задуманный самим Верди: двенадцать частей траурной службы были по жребию распределены между двенадцатью итальянскими композиторами. К сожалению, премьера сочинения не состоялась по вине дирижера, с которым Верди из-за этого разорвал давние дружеские отношения. Спустя год после планировавшегося исполнения Верди объявил, что напишет весь реквием сам, причем у него уже были готовы две первые части. Однако на какое-то время работа приостанавливается; Верди пишет «Аиду», постановки которой с успехом проходят в Египте и Италии. Но в 1873 г. умирает Алессандро Мадзони, крупный итальянский литератор, к которому Верди относился с глубочайшим почтением и любовью. И Верди, потрясенный этим событием, снова возвращается к реквиему — теперь уже для того, чтобы отдать дань памяти Мадзони. «Веление сердца побуждает меня сделать все, что в моих силах, чтобы почтить память этого великого человека, которого я так уважаю как писателя и как гражданина, как образец добродетели и патриотизма!»

Работа над реквиемом идет быстро, и уже в апреле следующего года Верди передает партитуру своему издателю Рикорди. 22 мая 1874 г. состоялась премьера Реквиема Верди в миланском соборе Святого Марка. Дирижером был сам автор. Реквием произвел большое впечатление на публику, с нетерпением ожидавшую исполнения нового сочинения первого композитора Италии.

Верди отказался от традиционного деления латинского богослужебного текста на двенадцать частей, использовав композицию семичастную. Почти все части внушительны и масштабны. И сочинение целиком – как небольшая опера, длительностью примерно полтора часа. Влияние оперы на это духовное сочинение вообще весьма ощутимо. Оно сказывается уже в выборе состава — тут действуют не только хор и оркестр, но и четыре солиста (сопрано, меццо-сопрано, тенор, бас). Реквиему Верди присуща и оперная картинность. Так, например, в части Dies Irae («День гнева») средствами хора и оркестра создается впечатляющий образ Страшного суда с огненными вихрями и грозным звучанием труб. В этой же части помещен квартет Lacrimosa («Слезная»), контрастирующий предыдущим разделам своим проникновенным печальным характером. Своеобразной данью музыке прошлого является четвертая часть Реквиема — блестящая двойная фуга, исполненная ощущения радости, жизненной энергии. Архаично-средневековый оттенок имеет № 5 Agnus Dei («Агнец Божий»). В большом финале возвращается оглушительная тема второй части, Dies Irae.

Подчеркивание образов Страшного суда нехарактерно для традиции католических заупокойных месс, в которых обычно уравновешиваются мотивы скорби и надежды на воскресение. Отмечая это, итальянский музыковед Джузеппе Тароцци так объясняет причину: «Реквием полон в высшей степени характерного для человека страха перед смертью, в нем ощущается драма, получающая завершение с концом жизни… В нем Верди вновь предстает крестьянином — с тем самым страхом и трепетом перед завтрашним днем, какой испытывают именно крестьяне, когда смотрят на небо, гадая, пойдет ли град или будет сиять солнце. Только град здесь — смерть». Несмотря на все это, сочинение не производит тяжелого впечатления, в первую очередь, благодаря красоте самой музыки, благородной и гуманной, сконцентрировавшей в себе лучшее, что есть в стиле Верди.

Сольные партии исполнят ведущие певцы оперной труппы Большого — народная артистка Азербайджана Динара Алиева (сопрано), являющаяся приглашенной солисткой Венской государственной оперы и Латвийской национальной оперы, заслуженная артистка России Агунда Кулаева (меццо-сопрано), блестящую карьеру в Большом сочетающая с успешными зарубежными выступлениями (Немецкая опера в Берлине, театр Арена ди Верона, Национальная опера Амстердама и др.), солист труппы Олег Долгов (тенор) — неизменный участник премьер Большого (Герман/ «Пиковая дама», Ричард/ «Бал-маскарад», Водемон/ «Иоланта», Сергей/ «Катерина Измайлова») и Заслуженный артист России бас Михаил Казаков. За дирижерским пультом – музыкальный руководитель Большого театра маэстро Туган Сохиев.