Говорит Леопольд Хагер01.12.2006
Накануне первого выступления с оркестром Большого театра интервью нашему корреспонденту дал замечательный австрийский дирижер Леопольд Хагер. — Если вы начнете играть на тех инструментах, которые существовали во времена Моцарта, тогда все будет другим. Другие инструменты, другие смычки — значит, и другое качество звука, и манера игры, и всякие разные вещи, связанные с вибрацией... Очень интересно наблюдать, как работает оркестр, специализирующийся на таком виде исполнения. Но музей есть музей. Если играть так, как играли в то время, понятно, чего от тебя можно ожидать. Для обычных оркестров, которые играют в так называемой «романтической» манере, музейный способ неприемлем. Безусловно, следует придерживаться определенного исполнительского стиля, но это совсем другое — «музейность» здесь ни при чем. И лично мне «романтическая» манера импонирует гораздо больше. В то же время я, конечно, слежу за тем, как развивается направление «исторически верного» исполнительства и воспринимаю какие-то его приемы. Короче, стараюсь существовать где-то на стыке. Наши традиционные инструменты, разумеется, Моцарта не испортят. Просто очень большую роль приобретает орнаментика. — Много ли вам потребовалось сделать усилий, для того чтобы Моцарт у оркестра Большого театра зазвучал так, как вам бы хотелось? — Не слишком много. Более того, даже если бы на месте вашего оркестра оказался какой-нибудь немецкий оркестр, усилия, наверное, были бы приблизительно такими же. С одной стороны, немцы, конечно, несколько ближе к этой музыке, хотя бы просто потому, что чаще ее исполняют. А с другой, приехал бы я в какой-нибудь оркестр дирижировать ту же «Хаффнер»-симфонию, и запросто могло бы оказаться, что этот оркестр ее вообще никогда не играл. Так что традиции очень важны, но еще важнее — сами музыканты. А музыканты Большого мне очень нравятся. Распечатать
|