Большой театр тринадцать раз претендует на «Золотую маску»

05.12.2006

В конкурсную программу фестиваля вошли четыре спектакля Большого театра.

Опера
  • «ВОЙНА И МИР» С. Прокофьева — лучший спектакль

    «Советская патриотическая оперная эпопея — а при трезвом взгляде именно это реликтовое явление представляет собой сама вещь Сергея Прокофьева — поставлена внимательно, уважительно и точно. Без передергиваний, неврозов и переходов на личности. Гораздо точнее, чем было принято раньше: отсюда и все плюсы, и все минусы, которые в этом изделии, без сомнения, будут искать — и найдут! — придирчивые наблюдатели. И сделано это людьми, которые не только умеют быстро и качественно работать, но и реально себе представляют огромную дистанцию между позолоченными мечтами о „большом стиле“ и теперешним стандартом штукатурных работ. Кстати, стандартом весьма высоким».
    «Новые театральные известия»
    • Лучшая работа дирижера
      Александр Ведерников
      «Темпы и ритмы войны, отработанные Прокофьевым еще на материале „Александра Невского“, задавал Александр Ведерников, иногда с угрожающей массой звука обрушиваясь на слушателей, но ни разу при этом не потеряв баланс с певцами. Особенно выигрышно прозвучала у оркестра вторая часть — „Война“, где Ведерникову удалось виртуозно воспроизвести и „взрывные“ звуковые эффекты, и раскрутить, как спираль, ритмы боя, и скоординировать оркестры в яме и на сцене. Остается сожалеть только о том, что Мстислав Ростропович и Галина Вишневская, которых пригласили на премьеру, пока не пришли посмотреть на впечатляющий итог работы, вдохновителями которой выступили сами. Ведь именно благодаря им Москва получила достойную эпопею, связанную с собственной судьбой и исторической памятью, чуть горькую — по-русски».
      «Российская газета», 12 декабря 2005 г.
    • Лучшая женская роль
      Екатерина Щербаченко — Наташа Ростова
      «Вокально премьерный состав оказался в массе своей весьма и весьма состоятельным, а число явных удач в процентном соотношении было едва ли не выше, чем это бывает обычно. Возможно, главная удача — Екатерина Щербаченко (Наташа), одна из трех юных певиц (все в возрасте около двадцати!), отобранных на эту партию: она показала не только красивый, качественный и обаятельный вокал вкупе с трепетной и естественной актерской игрой, но и неожиданное для такого возраста умение держаться на сцене».
      «Коммерсант», 12 декабря 2005 г.
    • Лучшая мужская роль
      Борис Стаценко — Наполеон
      «Но главными „дуэлянтами“ спектакля оказались Кутузов — Паата Бурчуладзе, поющий на сцене Ковент-Гарден и Метрополитен, и Наполеон в исполнении Бориса Стаценко, приглашенный в постановку из Дюссельдорфского театра. Эти два „звездных“ голоса задали тон спектаклю, где практически не было ни одной неудачной вокальной работы. Кутузов у Бурчуладзе, не украшенный традиционной черной повязкой, был суров и спокоен, выпевая своим фирменным, округлым звуком, знаменитую „Величавую, в солнечных лучах, матерь русских городов“. Каждый выход его напоминал моление, которое сталкивалось с взвинченными, раздражительными репликами Наполеона — Стаценко, молниеносно реагирующего на рапорты своих офицеров».
      «Российская газета», 12 декабря 2005 г.
  • «ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА» В. А. Моцарта — лучший спектакль
    «Поскольку три часа уморительных гэгов, решенных художником Полом Брауном в аляповатой эстетике поп-арта и дополненных действенной работой дирижера Стюарта Бэдфорда, вплотную приблизившего оркестр и большую часть солистов к еще недавно такому далекому моцартовскому изяществу, вообще не способствуют тягостным раздумьям о судьбах человечества. Главное и очень симпатичное качество спектакля, которым Большой театр салютовал навстречу 250-летнему моцартовскому юбилею, — это юмор: легкий, ненатужный и каким-то чудом даже в самые рискованные моменты не выходящий за пределы хорошего вкуса».
    «Известия», 10 октября 2005 г.
    • Лучшая работа режиссера
      Грэм Вик
      «Ни одна из виковских острот, виртуозно использующих российские реалии или просто выстраивающих на сцене отменный и изящный балаган, не опускается до дурного вкуса, не ломает моцартовских линий, не перекраивает сюжет и не взламывает представлений о моцартовском величии».
      «Время новостей», 10 октября 2005 г.

    • Лучшая женская роль
      Анна Аглатова — Памина
      «Из певцов Большого театра безоговорочно хороша юная Анна Аглатова (в первом составе она уморительная Папагена, а во втором — очаровательная Памина). В ее обаятельных героинь, к тому же поющих очень музыкально и ловко переходящих с вокала на разговорный диалог, не влюбиться невозможно».
      «Независимая газета», 11 октября 2005 г.
    • Лучшая мужская роль
      Флориан Беш — Папагено
      «Отменной вокальной и обаятельной актерской работой приглашенному Флориану Бешу удалось воплотить эффектный режиссерский замысел — именно Папагено, в других постановках лишь комический герой, нужный для того, чтобы оттенить лирику Тамино и Памины, здесь становится главным героем оперы».
      «Коммерсант», 10 октября 2005 г.
    • Лучшая работа художника в музыкальном театре
      Пол Браун
      «Мир, созданный Грэмом Виком и Полом Брауном, оказался действительно узнаваемым. Но не только благодаря „Волгам“ и милиционерам. Его прелесть именно в похожести на современные сказки — фильмы Терри Гиллиама, комиксы, боевики. Все это могло бы показаться банальным, если бы не набор отличных шуток, которыми приправлен спектакль. Гигантская яичница самостоятельно передвигается по сцене. Дамы в виде трех Мэрилин Монро — из-под сцены им под юбки дует ветер. Папагено курит огромный косяк. Режиссер не отошел от жанра волшебной сказки — просто сегодня она выглядит именно так».
      «Коммерсант», 10 октября 2005 г.
    • Балет
  • «ИГРА В КАРТЫ» И. Стравинского — лучший спектакль
    «Разглядеть подробности в этом танцевальном калейдоскопе нелегко даже тренированному глазу. Асимметричная композиция сложна, как музыка Стравинского, — мелькают трио, квартеты, секстеты; партнеры меняются партнершами, темп танца зашкаливает за все апробированные нормы. Танцдействие развивается одновременно в разных углах сцены, а в комбинациях сплетаются движения, считавшиеся несочетаемыми. В „Игре в карты“ неоклассический танец развивается как модернистский — великий абстракционист Мерс Каннингам мог бы дивиться успешным внедрением своих принципов на сцену самого традиционного русского театра. Игривый „пустячок“ выглядит настоящим манифестом нового русского балета — новой техники, новой композиции и нового типа танцовщиков».
    «Коммерсант», 21 ноября 2005 г.
    • Лучшая работа хореографа
      Алексей Ратманский
      «Ратманский, еще до премьеры объявивший, что обойдется без либретто про „игру в покер“ и костюмов, изображающих карточные рубашки, сделал спектакль, в котором все подчинено музыке Стравинского: ее логике, ее скорости, ее игровой, но жесткой структуре. Графичный и экономный во всем — от костюмов и декораций (художник Игорь Чапурин) до танцевальных комбинаций — балет поражает внутренней изощренностью и изобретательностью».
      «Известия», 21 ноября 2005 г.
  • «КАРМЕН-СЮИТА» на музыку Ж.Бизе и Р.Щедрина — лучший спектакль
    «Знаменитый балет все-таки не устарел, декорации и костюмы по-прежнему захватывают, а в идеально выстроенной хореографии нет ни одного случайного па — балет в Большом возобновлял сам хореограф, 88-летний Альберто Алонсо».
    «Коммерсант», 21 ноября 2005 г.