Александр Ведерников:
«Оркестр хорошо знает это произведение. Даже слишком хорошо. Но, как мне кажется, нам удалось снять с этой музыки неизбежные наслоения, которые появились в результате ее „контакта“ с хореографией. В то же время мы сохранили и некую привычную для нас театральную „объемность“ „Щелкунчика“, использовав и настоящий сценический оркестр, и детский хор, то есть все то, что присуще театральному исполнению. И все же это абсолютно симфоническое прочтение партитуры.
С точки зрения технологии запись, по-моему, получилось очень приличной. Я не во всем был доволен предыдущим диском („Арии и симфонические отрывки из опер русских композиторов“): некоторые вещи там были поданы слишком прямолинейно. Например, в „Половецких плясках“ изначально скорее хор аккомпанирует оркестру, чем наоборот, — а записано было так, чтобы хор звучал погромче, а оркестр потише. Что касается записи „Щелкунчика“, в этом смысле все оказалось вполне благополучно.
Свои „звукозаписывающие“ планы мы, безусловно, согласовываем с планами компании Pentatone Music. Наверное, мы запишем все балеты Чайковского. А со „Щелкунчика“ решили начать по нескольким соображениям. Во-первых, он наиболее „симфоничный“ — а нам хотелось в максимально выигрышном свете представить оркестр Большого театра. Во-вторых, запись „Лебединого озера“ или „Спящей Красавицы“ оказалась бы на порядок сложнее: некоторые эпизоды у нас в театре не идут, и потому пришлось бы потратить дополнительное время на репетиции. А „Щелкунчик“ идет практически целиком. Наконец, предыдущий диск был принят довольно тепло, и нам хотелось сделать подарок на Рождество всем, кто ждет выхода новых дисков Большого театра».
Данную запись сделал Борис Лифановский
Сделанная в Москве не далее, как в прошлом году, эта великолепная запись (5.0 surround sound) представляет собой разительный контраст допотопным с акустической точки зрения записям оркестра Большого советской эпохи. «Щелкунчик» стал частью традиционного русского репертуара всего через восемь лет после премьеры, и вероятно, его под новый год ставит не меньшее число местных балетных трупп, чем в Северной Америке.
Все сверкает, и темпы довольно быстрые, но, возможно, танцовщики Большого без проблем справляются с ними. Хорошо узнаваемые части балета, обыкновенно включаемые в сюиты, сыграны очень живо, практически без интервалов. Но вот что понимаешь, прослушав партитуру целиком: здесь много столь же прекрасной музыки, которая в сюиты не входит. По крайней мере одна из обычных CD-версий втискивает всю партитуру балета на один диск. Но компания PentaTone по крайней мере размещает на втором диске пять треков музыки того же Чайковского. Набор стал продолжением серии с тем же лейблом — в нее вошли два других прекрасных альбома Большого: три CD с записью оперы «Руслан и Людмила» и «Хиты из русских опер».
Джон Сунье
Веб-журнал «Аудиофил одишн»/ Audiophile Audition