Седьмая симфония была написана Бетховеном в 1812 г. Премьера — дирижировал автор — состоялась через год, на благотворительном концерте в пользу солдат, раненных в битве при Ханау. В этом же концерте состоялась премьера и другого произведения Бетховена, «Победа Веллингтона, или Битва при Виктории». Патриотически настроенные слушатели приняли такую программу «на ура», и, в результате, четыре дня спустя ее пришлось повторить. Правда, время показало, что «Победа Веллингтона» не одержала победу на концертных площадках. А вот судьба Седьмой симфонии сложилась намного более счастливо.
Сам Бетховен называл ее своей лучшей симфонией, а один из критиков того времени написал, что «из всех симфоний Бетховена эта наиболее ясна и богата мелодиями». Были, правда, и другие суждения. Так, Карл Мария фон Вебер, автор оперы «Волшебный стрелок», прослушав Седьмую симфонию, высказался следующим образом: «Экстравагантность этого гения дошла до крайности; Бетховен теперь совершенно созрел для сумасшедшего дома». Но это скорее курьез. Коллеги композитора тоже, как правило, оценивали ее совершенно иначе.
Седьмая симфония — одно из наиболее оптимистичных произведений Бетховена, в силу чего многие слушатели предпочитают ее всем другим — как, например, Петр Ильич Чайковский. А Рихард Вагнер вообще называл ее «апофеозом танца» и даже действительно однажды пустился в пляс под эту музыку — в фортепианном исполнении. (Аккомпанировал же ему не кто иной, как Ференц Лист).
Седьмая симфония не перестает привлекать внимание исполнителей и слушателей. Она регулярно звучит в концертных залах. И те меломаны, что далеки от «академизма», могут быть с ней хорошо знакомы: часть Allegretto (на премьере Бетховену пришлось продирижировать ее на «бис») используется в композиции группы «Deep Purple» «Exposition».
Начиная с 50-х гг. прошлого века Георгий Свиридов, один из патриархов русской музыки XX столетия, стал все чаще обращаться к вокально-симфоническим жанрам. Оратория «Декабристы» — его первое подобное произведение крупной формы — была написана на стихи Пушкина и поэтов-декабристов. А вскоре, в 1959 г., последовала еще одна, поразившая современников как масштабностью замысла, так и своеобразием музыкально-выразительных средств, — «Патетическая оратория» на стихи Владимира Маяковского. Многие советские композиторы писали произведения на стихи Маяковского. Но без преувеличения можно сказать, что «Патетическая оратория» Свиридова — одно из наиболее интересных и значительных.
Это монументальное полотно исключительного интонационного богатства. Особенно выразительна последняя часть, «Солнце и поэт», в которой используются отрывки из поэмы «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мощная, яркая и торжественная музыка этой части сопровождается колокольным звоном, который как будто рисует звуками те самые «сто сорок солнц».
Революционно-романтическое направление в творчестве Свиридов, начавшееся именно с «Патетической оратории», получило дальнейшее развитие в музыке к кинофильму «Время, вперед!» (именно она многие годы использовалась в качестве музыкальной заставки к программе «Время»), а также в оратории «Двенадцать» на стихи из одноименной поэмы Александра Блока.
Борис Лифановский