Королевский пасьянс

28.10.2007

Лучший, по признанию американской прессы, балетный проект 2006 г., получивший королевский прием в Калифорнии и Нью-Йорке и, благодаря видеозаписям, показанным в Бахрушинском музее, уже прославившийся среди московских балетоманов, выходит на сцену Большого театра.

«Короли танца» — это четыре звездных танцовщика, представители ведущих балетных театров мира. Они очень востребованы, но не пресыщены: любят свое дело и хотят создавать что-то новое. Но еще одно классическое па де де, исполненное в еще одном гала-концерте, не входит в их представления о настоящей новизне. Они хотят концептуальную концертную программу, с действительно новыми номерами, яркую, эффектную. И, как ни странно, они понимают, что, чем больше звезд, тем больше света. Умножая число премьеров в этой программе, они умножают свой успех и радость, а не печаль и ревность к персональному успеху соперников.

Сергей Данилян, который в первую половину 90-х гг. активно знакомил Москву с достижениями американского танца, в конце этих 90-х обосновался в США и стал знакомить уже американцев с нашими достижениями и, в частности, вывозил на гастроли балетную труппу Большого театра. Именно к нему, успешному импресарио, и явился в один прекрасный день премьер АБТ (одного из ведущих американских балетных театров) Итан Стифел с предложением подумать о подобном шоу. И Данилян соблазнился: создать собственный проект и именно с ним вернуться на русский артрынок показалось ему весьма заманчивым.

Четыре короля — это оптимальное число не только для карточной колоды. Есть возможность станцевать что-то всем вместе, не превратившись в «общую» массу, и получить персональное соло, не затянув программу вечера. Вторым королем моментально согласился стать Анхел Корейя, тоже премьер АБТ. Николай Цискаридзе с удовольствием принял предложение примкнуть к коллегам из АБТ, помимо всего прочего, рассматривая этот проект как возможность закрепить свое возвращение в строй после не так давно перенесенной травмы. И, кажется, все тот же неугомонный Стифел нашел четвертого короля — датчанина Йохана Кобборга, звезды Королевского балета Ковент Гарден (и будущего постановщика новой версии балета «Сильфида» в Большом театре).

Общий балет — «For 4», то есть «Для четверых», где каждый должен показать себя с самой выгодной стороны, поставил модный на Западе хореограф Кристофер Уилдон (недавно выпустивший мировую премьеру в Большом). Утверждение силы и мощи мужского танца — вот что это такое. Экзамен на «присутствие» на сцене, харизму и эмоциональность, а также на умение работать в подобном звездном коллективе. Работа пошла хорошо — здоровый дух соперничества стимулировал дух творчества. Даже сами поставили свое антре. На сцене Большого театра Йохана Кобборга, восстанавливающегося после травмы (что поделаешь — всех королей танца всегда преследовали травмы!), в этом балете заменит премьер Большого Дмитрий Гуданов.

Актерские качества предлагается продемонстрировать в балете «Урок». Это главная интрига вечера — тот, кто исполняет роль Учителя в этом балетном «психологическом триллере» по пьесе Ионеско, становится негласным бенефициантом. Ведь «Короли» танцуют четыре вечера подряд одну и ту же программу, и только в «Уроке» каждый раз — новый исполнитель. Этот небольшой балет, остроумно превративший урок математики в урок обучения балету, был поставлен в 1963 г., очень прославился тогда и жив до сих пор! Его автор, приглашенный в проект «Короли танца» всемирно известный танцовщик и хореограф Флемминг Флиндт, теперь переносит его на сцену Большого театра. Короли разъедутся, а «Урок» останется. И даже в день премьеры «Королей» один из них уступит место Учителя премьеру Большого Сергею Филину, который, во-первых, уже однажды танцевал эту партию, а, во-вторых, и сам с полным правом может называться королем танца.
Далее последуют сольные номера четырех королей, все создававшиеся с учетом их индивидуальностей.

Данилян подчеркивает: это столько же шоу, сколько и лаборатория — творческая лаборатория — для лучших представителей мужского танца. (Как, например, рассказывает Флиндт, почему он дошел до такой жизни, что сделал Ионеско достоянием балета, — ему просто надоело быть бесконечным балетным принцем. Тогда он поставил свой «Урок» — и вышел в короли!) А раз лаборатория, значит, это нечто подвижное, открытое — и новым идеям, и новым людям. И действительно, как мы видим, уже на втором витке существования проекта — на его премьере в Большом — появляются два новых короля. Что еще очень важно, «Короли танца» будут много гастролировать.

А еще очень-очень важно для успешного продюсера Сергея Даниляна, что нынешняя премьера объединяет его проект с Большим театром. Это и декорации «Урока», и звездные исполнительницы женских партий в этом балете, и сама марка высочайшего класса.

В Калифорнии вечера завершались грандиозным финалом, в котором все участники вновь выходили на сцену вместе и вновь демонстрировали свои лучшие качества, высокий эмоциональный градус и ту высокую степень товарищества, какой они достигли, прожив бок о бок целый месяц во время подготовки этого проекта. Менее открытую публику Нью-Йорка от такого горячего финала решили избавить. За что и получили один-единственный упрек от прессы. А в остальном критика захлебывалась от восторга. They got it good — таково было единодушное мнение. (We got it good — это название одного из номеров программы). Можно перевести как «Мы сделали это!!»
А вот теперь они должны сделать ЭТО и в Большом театре. И «калифорнийский» финал здесь тоже сохранится!

Программа показывается с 28 по 31 октября.