В первые дни весны в Большом пройдет традиционный органный гала-концерт, «главным героем» которого станет великолепный инструмент, установленный в 2013 году одной из лучших органостроительных фирм мира.
Орган в оперном театре – явление закономерное: этот инструмент, ставший символом духовной и философской мощи, несет на себе мощную смысловую нагрузку и потому нередко используется в театральной музыке. Партию органа можно найти во многих знаменитых операх и балетах, и музыкальные образы, им создаваемые, как правило, имеют краеугольное драматургическое значение. Так в опере «Отелло» Верди звучание органа рисует полную драматизма картину бури на море, а в опере Гуно «Фауст» орган становится непосредственным «участником» сцены в соборе. Не остались в стороне и русские композиторы: «король музыкальных инструментов» стал героем сцены торжественной коронации короля Карла VII в опере «Орлеанская дева» Чайковского и создал фантастический образ Старчища-Могуч-Богатыря в «Садко» Римского-Корсакова. Один из узловых трагических моментов в опере «Катерина Измайлова» Шостаковича – Пассакалия для органа соло. Список, несомненно, может быть продолжен; так или иначе, художественное значение этого многогранного инструмента для музыкального театра весьма велико. Однако очень немногие театры решаются пойти на риск и «вписать» масштабный инструмент в специфические условия театральной сцены.
Большой никогда не искал легких путей: орган у него был уже с середины XIX века. В 1913 г. появился двухмануальный инструмент немецкой фирмы «Эберхард Фридрих Валькер», однако он не сохранился. В послевоенные годы театр многие десятилетия вынужден был довольствоваться электронным инструментом, а в 2013 г. наконец стал счастливым обладателем прекрасного органа фирмы «Глаттер-Гётц» – одной из крупнейших органостроительных фирм мира, чьи «творения» к тому моменту уже украшали многие концертные залы России, в том числе и главный зал Международного дома музыки. 31-регистровый орган, торжественная инаугурация которого состоялась 13 мая 2013 г., был построен с учетом всех акустических и архитектурных особенностей зала. Для размещения его 1819 труб предусмотрена специальная галерея, расположенная на высоте десяти метров над сценой. Пульт органа сконструирован таким образом, что органист может находиться как в оркестровой яме, так и на сцене, и сделан из лучших сортов дерева, а клавиши отделаны драгоценной слоновой костью и эбонитом.
Каждый органный концерт на Исторической сцене – исключительное событие, ведь в каждом принимают участие ведущие музыканты не только России, но и других стран. В ансамбле с органом звучат инструменты, оживающие в руках солистов оркестра Большого театра, певцы-солисты и лучшие хоровые коллективы страны, а участие артистов балета превращает концерт в настоящее «действо».
В этом году за пультом органа анонсированы четыре органиста из разных стран Европы и Азии. Профессор Московской консерватории, доктор искусствоведения, главный редактор журнала «Музыкальная жизнь», создатель первого в России специализированного журнала об органной музыке «Орган» – все это лишь самый беглый обзор многогранной деятельности Евгении Кривицкой. Она успешно совмещает педагогическую, научную, исполнительскую и административную работу. Г-жа Кривицкая – признанный во всем мире эксперт в области французской органной музыки: ее исследования, в том числе фундаментальная монография, ставшая в 2004 г. ее докторской диссертацией, заслужили исключительные отзывы ведущих российских и французских органистов и стали, без преувеличения, настольной книгой для всех профессионалов, изучающих эту сферу органного искусства. К органу Большого театра Евгения Кривицкая имеет самое непосредственное отношение: как эксперт она приняла участие в его приемке, а затем – как автор концепции и исполнительница – и в концерте-открытии. На этот раз органистка исполнит знаменитую Токкату и фугу ре минор И.С. Баха, ставшую своего рода символом мощи и великолепия органа и как нельзя лучше подходящую для демонстрации его блестящих выразительных и виртуозных возможностей. Кроме того, несколько музыкальных номеров, в исполнении которых примет участие Евгения Кривицкая, представят необычное направление в концертной практике, которое она развивает с 2012 года: оно соединяет в себе музыку и слово, игру на инструментах, драматическое действие и даже хореографию. Партнером Евгении Кривицкой станет известный актер-чтец Петр Татарицкий, с которым она уже многократно выступала, а также солисты оркестра и балетной труппы Большого театра.
Масштабное произведение И.С. Баха – симфонию из 29-й кантаты в переложении для органа соло А. Гильмана – выбрала для сольной части своей программы и Хироко Иноуэ, музыкант удивительной судьбы. Хироко родилась в г. Осака (Япония), училась в Университете искусств в Киото, окончила Московскую консерваторию и аспирантуру как пианистка и органистка, а также Консерваторию им. Принца Клауса (Голландия) по классу исторических инструментов. Органистка стала лауреатом и дипломантом многих конкурсов, среди которых – конкурс имени Марчелло Галанти в Италии, конкурс Валерия Кикты в Москве и конкурс имени Микаэла Таривердиева в Калининграде. С 2006 г. Хироко Иноуэ является солисткой Калиниградской областной филармонии и одновременно ведет обширную концертную деятельность в городах России и странах Европы и Азии. В настоящее время она также преподает в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных. Репертуар органистки широк и разнообразен: наряду с фундаментальными «хрестоматийными» органными опусами она постоянно знакомит слушателей и с весьма необычной и редко звучащей современной музыкой, в том числе японской. Одним из подобных оригинальных сюрпризов для нашей публики станет яркая и светлая пьеса одесской органистки и композитора Елены Удрас «Голос дельфина».
Ааре-Пауль Латтик – тоже человек в мире музыки хорошо известный. Становление его как органиста прошло в Эстонской академии музыки, а также в Лилльской и Лионской консерваториях во Франции. В 2005 г. он стал лауреатом III премии Международного конкурса органистов им. Микаэла Таривердиева, в 2006-м начал преподавать в Эстонской академии музыки и театра. География его выступлений охватывает страны Скандинавии и Россию, а также многочисленные фестивали в Эстонии, Латвии, Португалии, Франции, Испании и Италии. Музыкальная «редкость», которой А.-П. Латтик порадует слушателей, – Вариации на тему BACH (музыкальная мелодия-монограмма, в которой каждая буква имени «Бах» соответствует определенному музыкальному звуку) латвийского композитора, лауреата Государственной премии СССР Маргера Зариньша.
Молодой органист Лука Гаделия – заслуженный артист Республики Абхазия, лауреат международных конкурсов, солист Абхазской государственной филармонии им. Р.Д. Гумба, органист знаменитого Пицундского храма. После обучения в музыкальном училище в Абхазии, Лука продолжил свое образование в Российской академии музыки им. Гнесиных, а затем в аспирантуре Московской консерватории. Музыкант регулярно выступает в концертных залах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России, успешно гастролировал в Германии, Голландии, Бельгии, Люксембурге, Англии, Испании, Италии, Турции, Казахстане, Украине, Латвии. Искрометная и виртуозная манера его игры «найдет отражение» в триаде великолепных пьес, относящихся к так называемому французскому «органному симфонизму» XIX века. А поскольку одной из сфер интересов Л. Гаделии является искусство органной транскрипции, он также исполнит свое феерическое переложение «Танца с саблями» А. Хачатуряна, уже заслужившее самый восторженный прием у публики разных стран.
В концерте также выступит грандиозный сводный хор, состоящий из двух коллективов с многолетней историей, художественный руководитель которых – профессор Московской консерватории Александр Соловьев: Камерный хор Московской консерватории и Тульский государственный хор. Балетную труппу Большого представляют Дарья Хохлова, Ана Туразашвили и Артемий Беляков, оперную – Светлана Шилова (меццо-сопрано), Молодежную оперную программу – Михаил Широченко (контратенор). Солисты оркестра – Людмила Херсонская (скрипка), Петр Кондрашин (виолончель), Сергей Лысенко (гобой), Алексей Корнильев (труба), Алексей Волков (саксофон). Приглашенные солисты – Мария Челмакина (сопрано), Анастасия Барун (сопрано) и Александр Болдачёв (арфа).
Наталия Абрютина