Оркестр и хор Большого театра осваивают новую концертную площадку: 23 ноября на сцене Большого зала концертного зала «Зарядье» состоится грандиозный концерт – прозвучит оратория Сергея Прокофьева «Иван Грозный», «дополненная» показом фрагментов из одноименного фильма Сергея Эйзенштейна. За дирижерский пульт встанет художественный руководитель и главный дирижер театра Туган Сохиев.
Ораторию «Иван Грозный» маэстро исполнял шесть лет назад в Берлине с оркестром «Немецкая симфония» (Deutsches-Symphonie Orchester) и получил самые восторженные отзывы немецкой прессы. Газета «Tagesspiegel» писала: «Сохиев выбирает напряженные темпы, бесстрашно ходит «по краю» дерзкой и мощной прокофьевской партитуры. Его исполнение завораживает». С этим оркестром дирижер также сделал запись на лейбле Sony Classics, солистами были Ольга Бородина и Ильдар Абдразаков.
В еще совсем молодом зале «Зарядье», который, однако, уже успел зарекомендовать себя как одну из главных концертных площадок не только Москвы, но и, пожалуй, всей нашей страны, Большой театр впервые показал себя совсем недавно. В октябре нынешнего года состоялся совместный концерт артистов Молодежной оперной программы Большого театра и Академии знаменитого миланского театра «Ла Скала» в сопровождении БСО им. Чайковского под управлением известного итальянского дирижера Алвизе Казеллати.
Необычный формат «киноконцерта» был уже опробован на этой сцене: в апреле прошлого года в «Зарядье» демонстрировалась легендарная картина Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» под музыкальное сопровождение Персимфанса. Формат грядущего ноябрьского концерта выбран несколько иным: фильм будет показан не полностью, а только фрагментарно. Перед дирижером будет стоять особая задача – добиться исполнения, полностью синхронного тому, что зрители-слушатели увидят на экране, и оркестр, таким образом, получит шанс стать полноправным участником легендарной кинокартины.
«Иван Грозный» – последний фильм Сергея Эйзенштейна, ставший одной из культовых картин XX века. Это второй опыт сотрудничества великого режиссера с «равновеликим» Сергеем Прокофьевым, который к тому времени уже являлся автором музыки к фильму «Александр Невский», принесшему Эйзенштейну Сталинскую премию и ученую степень доктора искусствоведения honoris causa. «Александр Невский» шел в кинотеатрах в 1938 г., а в 1941-м вернулся на экраны вновь, обретя новый сокровенный смысл в годы Великой Отечественной войны. Актер Николай Черкасов, сыгравший роль Александра Невского, через несколько лет исполнил главную роль и в «Иване Грозном».
Судьба последнего шедевра Эйзенштейна оказалась непростой. Первая серия фильма вышла в прокат в 1945 г. и была отмечена властью как высокое достижение: режиссер и съемочная группа удостоились Сталинской премии. Вторая серия, отснятая почти в тот же период времени, что и первая, на экран не попала, фактически оказавшись под запретом по идеологическим соображениям: считается, что Сталин усмотрел в ней параллели с собственным правлением. В 1946 г. вторую серию подверг критике Центральный Комитет ВКП(б): «Режиссёр С. Эйзенштейн во второй серии фильма «Иван Грозный» обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов, наподобие американского Ку-Клукс-Клана, а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером — слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета». В результате и первая серия была снята с проката. Эйзенштейн, не желая смириться с приговором, вынесенным его детищу, писал Сталину письма с просьбой об аудиенции. Встреча Сталина, Молотова, Жданова с Эйзенштейном и исполнителем главной роли Николаем Черкасовым состоялась в феврале следующего года. Режиссеру было предложено продолжить работу над фильмом с учетом высказанных вождем замечаний. Переработка второй серии была начата, но не завершилась из-за болезни и смерти режиссера в феврале 1948 года. В итоге вторая серия вышла в прокат лишь в 1958 г. – в первоначальном отвергнутом Сталиным варианте. Ни Сталина, ни Эйзенштейна, ни Прокофьева уже не было в живых. В последние годы жизни режиссера велась работа и над третьей серией «Ивана Грозного»: от нее сохранились лишь отдельные фрагменты и не до конца обработанные материалы. Они впервые были представлены зрителю только в 1988 г.
Известно, что сам композитор не планировал переработку музыки к «Ивану Грозному» в самостоятельное музыкальное произведение. Поэтому она получила известность в виде нескольких исполнительских редакций, выполненных другими музыкантами. Тот вариант оратории, который услышит публика в Зарядье, был составлен виолончелистом, дирижером и композитором Абрамом Стасевичем (в фильме музыка Прокофьева прозвучала именно под его управлением) и впервые прозвучал в 1962 г. В этой редакции оратория и вошла в мировой концертный репертуар. Кроме Тугана Сохиева, ее концертные исполнения и записи осуществили такие мэтры, как Риккардо Мути, Леонард Слаткин, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев, Мстислав Ростропович и Валерий Гергиев. А композитор Михаил Чулаки претворил музыку Прокофьева в балет, либретто для которого написал будущий постановщик – Юрий Григорович. Балет был поставлен в Большом театре в 1975 г. В 2012-м балетмейстер предложил новую хореографическую редакцию – и с тех пор «Иван Грозный» входит в постоянный репертуар балетной труппы Большого.
Ораторию Прокофьева «Иван Грозный» в редакции А. Стасевича в Большом зале «Зарядье» исполнит хор и оркестр Большого театра под управлением Тугана Сохиева, солисты – Агунда Кулаева (меццо-сопрано) и Юрий Сыров (баритон), чтец (Царь) – Петр Маркин.
Подробнее