«Нас не нужно жалеть»

11.09.2015

«У каждого художника есть главная тема творчества. Для меня это — борьба против войны, против фашизма».
К. Молчанов

Композитор Кирилл Молчанов, прежде всего, известен своими лирическими песнями («Огней так много золотых...», «От людей на деревне не спрятаться») и музыкой к популярным художественным фильмам («Дело было в Пенькове», «Доживем до понедельника», «На семи ветрах»). Между тем, главной сферой творческой деятельности композитора был музыкальный театр — им написано восемь опер (на собственные либретто) и два балета.

В 1973-75 гг. Кирилл Молчанов занимал пост директора Большого театра, на сцене которого были поставлены его опера "Брестская крепость"/"Неизвестный солдат" (1967 г.) и балет «Макбет» (1980 г.). Однако наибольший зрительский успех выпал на долю оперы «Зори здесь тихие» — ее поставку осуществили в 1975 г. Борис Покровский и Александр Лазарев с участием ведущих солистов оперной труппы театра (Тамары Синявской, Клары Кадинской, Галины Калининой, Галины Борисовой, Артура Эйзена и других).

Истоком послужила одноименная повесть Бориса Васильева (1969 г.) — пронзительная история гибели девушек-зенитчиц. В 1972 г. она была экранизирована режиссером Станиславом Ростоцким, а музыку к этому фильму написал Кирилл Молчанов, впоследствии частично использовавший ее в своей опере.

Жанр «Зорь» можно было бы определить как «камерно-драматический». В центре оперы — образы четырех героинь, каждая из которых получает лаконичную, но яркую индивидуальную характеристику.

Автор прибегает к характерным для музыкального театра ХХ столетия приемам коллажа, полистилистики и кинематографического «наплыва». Стихи Александра Блока, которые «пропевает» Соня Гурвич, голос Леонида Утесова с патефонной пластинки, музыка Исаака Дунаевского и Генделя, как и сочиненные самим композитором вальс в стиле 1940-х гг. и лирический хор «В небе зори», играют роль музыкально-драматургического второго плана, который заставляет с особой остротой сопереживать судьбам героев.

Вступление (музыка которого возвращается в Эпилоге) мысленно переносит слушателя в дни войны из «нашего времени» (то есть начала 1970-х гг., когда писалась опера), стилизованного языком авторской песни. Обрамлением оперы служат и строки поэта-фронтовика Семена Гудзенко «Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого не жалели...» (отрывок из стихотворения «Мое поколение»), а ее лирической кульминацией становится романс на стихотворение Константина Симонова «Жди меня», который автор вложил в уста Жени Комельковой. Не имея прямого отношения к сюжету, они символизируют миллионы судеб, оборванных войной...

Опера Кирилла Молчанова прозвучит в исполнении солистов, хора и оркестра Государственной академической симфонической капеллы России под управлением Валерия Полянского. Один из лучших музыкальных коллективов Москвы, капелла имеет в репертуаре множество концертных версий опер русских и зарубежных композиторов и уже не первый раз выступает на сцене Большого театра.

Действующие лица и исполнители

Елена Образцова в партии Жени Комельковой. Фото из музея Большого театра.
Елена Образцова в партии Жени Комельковой. Фото из
музея Большого театра.