"Вы неправы, мой друг, когда пренебрежительно отзываетесь об этом жанре. Все дело в том, какими руками его касаться".
Исаак Дунаевский
Уже второй раз в Большом театре состоится концерт «В ритме сердца», в котором молодые солисты Большого театра отдадут дань солнечному жанру.
Более ста лет главный театр страны стыдливо сторонился оперетты, которую считали «низким» жанром и большинство русских композиторов. Единственным исключением стала провальная премьера оперетты А. Бородина «Богатыри» (1867 г.), выдержавшая только одно представление (впрочем, автор музыки предпочел скрыть свое имя на афише двумя звездочками). По иронии судьбы, именно московскому театру Оперетты в 1961 г. было отдано здание на Большой Дмитровке, бывшее ранее филиалом Большого театра.
Несколько лет назад стереотип был все-таки разрушен – на Новую сцену театра выпорхнула «Летучая мышь». И вот уже доброй традицией становится праздничное концертное действо, которая соберет, кажется, все мыслимые и немыслимые шлягерные номера.
Фрагменты произведений самых разных авторов, эпох и стилей будут объединены в цельное музыкально-хореографическое представление волею молодого режиссера Дмитрия Белянушкина (в Большом театре им поставлены оперы «Каменный гость», «История Кая и Герды» и детский спектакль «Байки»). Публике предстоит раздвинуть свои горизонты: она услышит не только то, что хорошо известно и любимо сегодня, но и подзабытые мелодии, которыми заслушивались пятьдесят, а то и сто лет назад.
Первое отделение откроет «Лирический вальс» - блестящий образец легкой музыки Шостаковича; второе - знаменитая увертюра к «Летучей мыши».
Но стержнем концерта на этот раз будет музыка Жака Оффенбаха – «Моцарта Елисейских полей», создателя классической оперетты. Прозвучат номера из «Периколы», «Герцогини Герольштейнской», «Робинзона Крузо», «Парижской жизни» и «Орфея в аду», а также знаменитая Баркарола из оперы «Сказки Гофмана». Большую часть программы составит музыка венской оперетты – Иоганна Штрауса-сына («Летучая мышь»), Франца Легара («Страна улыбок», «Паганини», «Веселая вдова»), Имре Кальмана («Принцесса цирка»), а также менее известных сегодня авторов – Рихарда Хойбергера («Оперный бал»), Карла Миллекера («Нищий студент») и Карла Целлера («Продавец птиц»).
Не будут позабыты и шедевры советской оперетты. Зрители услышат фрагменты из «Холопки» Николая Стрельникова, с которой началась советская история жанра (этой опереттой открылся в 1929 г. Театр музыкальной комедии в Ленинграде), и «Белой акации», в свое время самой знаменитой оперетты Исаака Дунаевского. И никого не оставит равнодушным бравый вставной номер Леонида Фейгина ¬- советского композитора, скрипача и аранжировщика, написавшего «Куплеты генерала Дугласа» к «Донне Жуаните» (Франца фон Зуппе). Немалый интерес представляет фрагмент из оперетты «Роз-Мари» классика американской оперетты Рудольфа Фримля, предвосхитившего жанр мюзикла.
Завершат концерт три отрывка из «Вестсайдской истории» Леонарда Бернстайна – истории современных Ромео и Джульетты в «джунглях» Нью-Йорка, премьера которой в свое время полностью перевернула представление о классическом мюзикле.
В концерте принимают участие ведущие солисты оперной труппы Большого театра заслуженная артистка России Елена Манистина, Екатерина Щербаченко, Ольга Селиверстова, Ольга Кульчинская, Максим Пастер и недавно принятые в труппу Павел Валужин, Юрий Сыров и Иван Максимейко; приглашенные солисты театра Ксения Дежнева и Сергей Радченко; артисты Молодежной оперной программы театра Руслана Коваль, Марта Данусевич, Евгения Асанова, Василиса Бержанская, Елизавета Улахович, Утарида Мирзамова, Александр Киреев и Тарас Присяжнюк.
Поскольку оперетта – это жанр, к котором танцуют все, у концерта есть хореографы-постановщики: это Анастасия Кадрулева и Артем Игнатьев, лауреаты международных конкурсов, хореографы театра «Балет Москва» и создатели компании «Dance Video Art». В танцевальных номерах, поставленных на музыку И. Штрауса-сына, Дунаевского, Бернстайна и Шостаковича, заняты артисты мимического ансамбля. Оригинальные костюмы и декорации созданы Ольгой Журковой – театральный и кино-художник, сценограф и имидж-дизайнер, она впервые сотрудничает с Большим театром.
За дирижерским пультом оркестра Большого театра – маэстро Антон Гришанин.