Власть таинственная, но и вполне объяснимая

14.10.2017

Орган - поистине всеобъемлющий инструмент. Ему доступны любые стили от барокко до авангарда, любые жанры, как церковные, так и светские. Универсальность органа почти равна универсальности фортепиано, хотя масштаб инструмента и требует от музыки определенного соответствия.

В программе концерта будут представлены как оригинальные сочинения для органа и с его участием, так и переложения, созданные различными авторами. Одно из самых известных произведений, написанных для органа, - фантазия на хорал «Komm, heiliger Geist, Herre Gott» И. С. Баха. Жанр фантазии, как правило, предполагает высокую степень композиторской свободы, отсутствие заранее заданных схем, «импровизационность» фактуры.
Adagio для гобоя и органа, напротив, в творчестве Баха известно как часть клавирного концерта ре минор. Этот концерт, в свою очередь, представляет собой переложение концерта для гобоя и струнных Алессандро Марчелло, итальянского композитора, современника Баха. В Adagio практически точно воспроизведен нотный текст сочинения Марчелло: Бах внес от себя только несколько штрихов в мелодии и сопровождающих голосах.

Другой великий композитор – представитель немецкого барокко, Георг Фридрих Гендель, в своем творчестве использовал орган гораздо меньше, чем Бах. Им написаны лишь несколько фуг, которые могут исполняться на органе или клавесине, и инструментальные концерты с участием органа. Однако в концерте прозвучат не эти произведения, а переложения оперной и церковной музыки Генделя. Широко известна ария Альмирены «Lascia ch'io pianga» («Дай мне оплакать…») из оперы «Ринальдо». Эта опера была написана для постановки в Англии, ставшей постоянным местом пребывания композитора с 1712 г. Два других произведения Генделя, которые будут исполнены в концерте, также принадлежат к «английскому» периоду в жизни мастера и имеют прямое отношение к современной Генделю истории Великобритании. Это антем «Садок-священник» (Коронационный антем), посвященный восшествию на престол Георга II как раз в 1712 г., и ария из Деттингенского Te Deum, который был заказан Генделю по случаю победы английской армии в Деттингенском сражении в 1743 г.

Эпоху барокко можно справедливо назвать золотым веком органа. В пришедшем на смену ему классицизму органное искусство занимает уже скромную нишу, уступая пальму первенства оркестровым, камерным, клавирным произведениям. Однако в XIX веке, с наступлением эпохи романтизма, органная музыка переживает новый расцвет. В сочинении романтической музыки для органа больше всего проявили себя композиторы французской школы: Л. Вьерн, Ш. Видор, С. Франк. В их творчестве орган выступает и в традиционной роли церковного инструмента, как в сочинениях «Regina coeli» Ш. Гуно и «Panis angelicus» С. Франка, написанных на католические богослужебные тексты, и как концертный «солист». Одно из известных произведений для «концертного» органа - Готическая сюита Л. Боэльмана. В программу вошли две части из нее – Молитва Нотр-Дам и Токката. Будет также исполнено Allegro из Шестой симфонии Ш. М. Видора. Прозвучат и произведения французских романтиков, изначально для органа не предназначенные, но с успехом на нем исполняющиеся – пьесы «Лебедь» и «Аквариум» из «Карнавала животных» К. Сен-Санса и симфоническая поэма «Ученик чародея» П. Дюка.

Звучный голос органа не стих вместе с окончанием эпохи романтизма. Композиторы-авангардисты, такие, как О. Мессиан и С. Губайдулина, создали немало значительных произведений для этого инструмента. И в XXI веке авторы из разных стран регулярно обращаются к органу. В концерте прозвучат пьесы современных российских композиторов – «Слово-Verbum» для чтеца, хора, арфы и органа по рассказу В. Набокова Александра Болдачева и посвященная Майе Плисецкой и Родиону Щедрину фантазия на темы сочинений композитора «Аve Musica» Кузьмы Бодрова, а также музыка японского автора Т. Йошимацу – Четыре пьесы из цикла «Танцы плеяд» для органа соло.

Большой театр приготовил сюрприз для слушателей, которые не только интересуются органным искусством, но и любят и помнят историю русского балета. Знаменитый «Лебедь» Сен-Сенса, исполненный в органном переложении, станет сопровождением к выступлению прима-балерины Екатерины Шипулиной.

В концерте примут участие известнейший российский музыкант Евгения Кривицкая (орган), артисты Большого Юлия Мазурова (меццо-сопрано), Екатерина Шипулина (прима-балерина Большого театра), Петр Мигунов (бас), Сергей Лысенко (гобой), Петр Кондрашин (виолончель), а также Александр Болдачев (арфа), Петр Татарицкий (актер-чтец) и Камерный хор Московской консерватории (дирижер Александр Соловьев).

По традиции в органных гала в Большом участвуют именитые иностранные гости, на сей раз это лауреат множества международных конкурсов, в том числе конкурса органистов им. Микаэла Таривердиева, проводимого в Калининграде, органист церквей Сен-Винсент де Поль в Клиши-ла-Гаренн и Сент-Эсташ в Париже Батист-Флориан Марль-Уврар и Хироку Иноуэ, выпускница Московской консерватории, тоже лауреат и тоже заявившая о себе в том числе на конкурсе им. Таривердиева в Калининграде, где осталась жить и стала солисткой местной филармонии.

Оксана Усова