«В противовес хаосу мира»

16.12.2015

Большой театр объявил 16 декабря днем музыки Георгия Свиридова В этот день сто лет назад родился великий русский композитор Георгий Васильевич Свиридов. Театр отмечает юбилей тремя разножанровыми концертами, которые все состоятся в один день. Идейным вдохновителем проекта стал маэстро Александр Ведерников.

«Я хочу создать миф: "Россия". Пишу все об одном, что успею, то сделаю, сколько даст Бог».
Георгий Свиридов


«...В бурные времена возникают особо гармоничные художественные натуры, воплощающие в себе высшее устремление человека, […] к внутренней гармонии человеческой личности в противовес хаосу мира... Эта гармония […] соединена с пониманием и ощущением трагичности жизни, но в то же время является преодолением этого трагизма». Эти слова сказаны Свиридовым о Пушкине, однако можно с полным правом отнести их и к самому композитору. Начиная с первых сочинений (Шесть романсов на стихи Пушкина, 1935 г.) творчество Свиридова предстает на редкость гармоничным и цельным. С другой стороны, все трагические потрясения эпохи получили в нем своеобразное, но необычайно глубокое преломление – через тему одиночества, отчаяния человеческой души перед лицом хаоса... Неразрывно связанная с национальными, идущими из глубины веков традициями русской культуры, музыка Свиридова всегда воспринималась по-настоящему современной. Быть может, в этом и разгадка того столь быстрого отклика, столь широкой (и устойчивой!) популярности, которую она находила у слушателей и музыкантов.

На протяжении всей жизни магистральной линией творчества Свиридова оставалась вокальная музыка. Судьба одарила композитора необыкновенным поэтическим чутьем, способностью раскрывать в музыке миры самых различных, порой противоположных поэтических индивидуальностей (Пушкина, Блока, Есенина, Некрасова, Исаакяна, Маяковского, Пастернака, Шекспира, Бернса и многих других). Свиридов к тому же овладел всеми тайнами вокального искусства, секретом «пропевания» человеческого слова.

Его работа с певцами могла полностью преображать исполнителей, которые уже никогда не забывали этих великих уроков. «Когда мы стали работать, я поняла, что петь свиридовскую музыку очень трудно, – вспоминала Елена Образцова. - На вид это очень простая музыка, но простота ее обманчива. Народная распевность сочетается с изысканностью[…] Музыка Свиридова заставила меня искать совершенно новую манеру исполнения, совершенно новую манеру звукоизвлечения даже, новые краски в голосе…».

Автор свыше ста романсов и песен, Свиридов испытывал не менее сильную тягу «к хору, к хоровому пению, к соединению душ в звуках, в совместной гармонии». Именно хоровой концерт и откроет своеобразный марафон музыки Георгия Свиридова в Большом.

Его откроют три хора из музыки к драме А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович», написанной в 1973 г. для спектакля Малого театра. Постановка Бориса Равенских с участием ведущих актеров прославленного театра (Иннокентия Смоктуновского, Евгения Самойлова, Виктора Коршунова и других) вошла в золотой фонд русского театра. Музыка Свиридова написана на тексты православного обихода с частичным использованием знаменных распевов из рукописей Федора Крестьянина (XVI век). Как писала музыковед Марина Рахманова, «дух Древней Руси оживает в «Молитве» и «Покаянном стихе», вдохновленных рахманиновскими хоровыми фресками, в мелодии хора «Любовь святая», напоминающей о столь излюбленных нашей древней литературой образах «мудрых жен».

Завершит концерт кантата «Курские песни» на народные тексты (1964 г.) во второй авторской редакции для хора и инструментального ансамбля. Здесь источником вдохновения композитору служил песенный фольклор родного края. «Часто я вспоминаю свою родину - Курский песенный край. […] До пятидесятых годов (как я знаю) хранились в памяти народных певиц и певцов, передаваемые изустно, из поколения в поколение дивные, старинные напевы. Как они прекрасны, как они оригинальны, своеобычны, какая радость - слушать их. […] Теперь уже так не поют. Жизнь - неумолима!» Музыка Свиридова сохранила нам необычную красоту этих напевов; авторская индивидуальность здесь почти растворена в художественной огранке народных песен, объединенных сюжетом трагической женской судьбы.

Программу концерта дополнят два хора из кантаты «Пушкинский венок», написанной к 180-летию со дня рождения поэта («Зорю бьют» и «Восстань, боязливый»), два хора из цикла «Пять хоров на слова русских поэтов» (1958 г.), в котором композитор успешно опробовал жанр хоровой музыки a’capella («Табун» на стихи Сергея Есенина и «Повстречался сын с отцом» на стихи Александра Прокофьева), а также грандиозная хоровая фреска «Странное рождество видевшее…» из последнего хорового цикла Свиридова – «Песнопения и молитвы» (1998 г.), который подводит итог его масштабному творческому пути.

Хором Большого театра дирижирует его руководитель, народный артист России Валерий Борисов.

Редко исполняемая камерная инструментальная музыка Свиридова прозвучит во втором концерте в Бетховенском зале. Его откроет фортепианная соната, сочиненная в 1944 г. Композитор в то время находился с Новосибирске вместе с эвакуированной Ленинградской филармонией. Подобно Фортепианному трио его учителя (Дмитрия Шостаковича), соната посвящена памяти выдающегося музыковеда Ивана Соллертинского, чья внезапная кончина потрясла молодого автора. Впервые соната прозвучала в авторском исполнении в уже освобожденном Ленинграде.

Законченное год спустя Трио для фортепиано, скрипки и виолончели стало одним из лучших произведений раннего периода творчества композитора. В трио ощутимы следы влияния Шостаковича, и, тем не менее, оно обнаруживает яркую индивидуальность свиридовского почерка. За него автор был удостоен своей первой Государственной (Сталинской) премии - I степени.

Соната и Фортепианное трио Свиридова прозвучат в исполнении одного из лучших российских пианистов молодого поколения – лауреата более двадцати всероссийских и международных конкурсов и премии «Diapason d’Or» Андрея Коробейникова, а также заслуженного артиста России, неоднократного лауреата премий «Echo klassik», «Diapason d’Or» и «Gramophone» виолончелиста Александра Князева и британской скрипачки русского происхождения, выпускницы школы им. И. Менухина и Лондонского Королевского колледжа музыки Дуни Лавровой.

В 1944 г. была написана и первая редакция вокального цикла «Из Шекспира» (Семь стихотворений для голоса в сопровождении фортепиано), к которому Свиридов опять вернулся в 1960 г. Цикл объединил написанную ранее музыку к пьесам (песни Яго и Дездемоны из «Отелло», могильщика из «Гамлета», шута из «Двенадцатой ночи»), также композитор добавил в него стихотворения Шекспира «Людская неблагодарность» и «Зима». Этот цикл дает начало своеобразной «английской» линии в творчестве Свиридова, которую продолжили затем песни на стихи Роберта Бернса.

Завершится камерный концерт одним из самых необычных вокальных циклов Свиридова – «Петербургскими песнями» на стихи Александра Блока. (Впервые он был исполнен в 1969 г. в Малом зале Московской консерватории замечательными певцами - Галиной Писаренко, Еленой Образцовой, Евгением Кибкало и Александром Ведерниковым). Блок (наряду с Есениным) – один из поэтов, вдохновлявших Свиридова на протяжении всего творческого пути (первые блоковские романсы были написаны еще в студенческие годы, вокальная поэма «Петербург» будет закончена в 1995 г.). В этом цикле композитор воспевает «маленького человека», жителя подвалов и чердаков, задавленного тяжким трудом и беспросветным мраком жизни. Четыре солиста объединяются в квартет в одной из кульминаций цикла («На Пасхе»), в финальной песне («Мы встретились с тобою в храме») голосу аккомпанирует трио фортепиано, скрипки и виолончели.

В исполнении вокальных циклов примут участие солистка оперной труппы Большого, заслуженная артистка России Елена Манистина (меццо-сопрано), приглашенные солисты театра – Василий Ладюк (баритон) и заслуженный артист России Петр Мигунов (бас), а также артистка Молодежной оперной программы Кристина Мхитарян (сопрано).

Завершит концертный марафон большой концерт на Исторической сцене с участием симфонического оркестра и хора Большого театра. В качестве «увертюры» прозвучит Вступление к сюите из музыки к кинофильму «Время, вперед!», получившее широкую популярность еще в советские годы благодаря заставке к телевизионной программе «Время».

«Маленький триптих» (1964 г.) - одно из немногих сочинений Свиридова для симфонического оркестра. Глубоко связанный с вокально-хоровой линией творчества композитора (оркестровые тембры сопоставляются друг с другом аналогично хоровому письму), триптих напоминает об эпической традиции русской музыки, идущей от Бородина, Римского-Корсакова, Калинникова и Рахманинова. Его три части словно воссоздают тот прекрасный и трагический образ Родины, какой предстает в бессмертных строках Блока:

Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной -
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы - ночной и зарубежной -
Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь...

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...

«Патетическая оратория» на слова Владимира Маяковского (1959 г.) стала одним из самых значительных достижений композитора в этом жанре. Удостоенная Ленинской премии, она получила как официальное, так и широкое общественное признание. Свиридову (как и Прокофьеву в «Здравице») удалось далеко превзойти стандартные образцы «датских» произведений советских композиторов на революционную тематику, искренне «прочесть» и постичь стилевое своеобразие стихов Маяковского. Сегодня некоторые страницы оратории («Разговор с товарищем Лениным») невольно слушаются по-другому. С неожиданной остротой раскрывается в музыке трагизм гибели старой России («Рассказ о бегстве капитана Врангеля»), но с той же торжественностью гудят для нас «солнечные» колокола в финале («Солнце и поэт»), раскрывающем сквозную для Свиридова тему Поэта и его пророческого призвания.

Сольные партии в «Патетической оратории» исполнят заслуженная артистка России Елена Манистина (меццо-сопрано) и лауреат международных конкурсов, солист театра «Русская опера» Дмитрий Григорьев (бас). За пульт симфонического оркестра и хора Большого театра встанет его музыкальный руководитель в 2001-2009 гг., художественный руководитель проекта «День музыки Георгия Свиридова» Александр Ведерников.