Глазунов, как и Мендельсон, является автором семи струнных квартетов, а также разнообразных программных и непрограммных ансамблевых сочинений. В концерте прозвучит один из его ранних опусов — Сюита для струнного квартета до мажор. Она складывается из нескольких интонационных сфер: русской, «восточной» и западно-европейской. В первой части господствует стиль, основанный на мелодике русских народных песен, который был «выработан» русскими композиторами в XIX веке. Часть подразделяется на плавную Интродукцию и подвижную Фугу. В последней Глазунов эффектно применяет традиционные полифонические средства: стретту (одновременное проведение темы в нескольких голосах) и ритмическое увкрупнение темы. Скерцо сюиты вызывает ассоциации с произведениями Бородина, под влиянием которого Глазунов находился в те годы. От исполнителей оно требует немалой искусности, в том числе в ритмическом плане, так как в здесь регулярно встречаются полиритмические сочетания мотивов.
Третья часть, озаглавленная Orientale — «Восточная», — опять-таки близка соответствующей сфере в творчестве Бородина. Индивидуально ее тембровое решение. Для придания звучанию «заморского» колорита Глазунов использует такие тембровые средства, как нетипично высокий регистр у виолончели и сочетание флажолетов и пиццикато у двух скрипкок. Четвертая часть — тема с вариациями — образует как бы мини-сюиту внутри большого сюитного цикла. О характере вариационных преобразований очередной «русской» темы дают представление названия разделов: «Спокойно», «Мистично», «Скерцо», «Задумчиво», «В духе полонеза» (в оригинале заголовки даны на итальянском). В разделе, озаглавленном «Мистично», возникает параллель со стилем еще одного русского композитора — Модеста Петровича Мусоргского. К нему отсылают дрожащие, как пламя свечи, тремоло в нюансе пианиссимо и общий «нездешний» характер музыки. Завершается Сюита вальсом, погружающим слушателя в атмосферу изысканного и слегка «легкомысленного» салона. Особенностью вальсовой темы является ее изложение сразу в виде дуэта двух скрипок. Такой прием рисует почти зримую картинку танцующей пары.
Феликс Мендельсон-Бартольди с детства был окружен атмосферой камерного музицирования. В доме Мендельсонов постоянно собирались исполнители; и сам композитор еще в раннем возрасте освоил, помимо фортепиано, скрипку и альт.
Сочинять камерную музыку Мендельсон начал едва ли не с детства, хотя к жанру струнного квартета обратился только в 1827 году. И в первых же сочинениях этого жанра, как и в последнем – фа-минорном квартете, Мендельсон проявляет себя как подлинный новатор. Но в других, «промежуточных», квартетах (op. 44), напротив, усиливается связь с традицией — музыкой венских классиков. В нашем концерте прозвучит квартет op. 44 № 3 ми-бемоль мажор.
В произведении преобладает светлое настроение, характерное для музыки Мендельсона. В первой части эпизоды мужественно-волевого плана чередуются с мягкими лирическими фразами, в которых хорошо угадывается «почерк» композитора. Вторая часть — самая «мендельсоновская» в этом цикле; она представляет собой «полетное» скерцо, напоминающее аналогичную пьесу из музыки к спектаклю «Сон в летнюю ночь». За кантиленной медленной частью следует стремительный финал, в котором сильнее всего ощущается влияние бетховенского стиля.
В концерте принимают участие Валерия Арзуманова (скрипка), Дмитрий Новиков (скрипка), Иван Саенко (альт), Анна Скриванек (виолончель). Концерт ведет Ирина Башкирева.
Оксана Вакатова