Шубертиада

10.03.2016

В Бетховенском зале начинается новый цикл концертов. Название его апеллирует к одному из первых сочинений Малера – его вокальному циклу «Песни странствующего подмастерья». Поэтически настроенный юноша отправляется на поиски счастья (либо стремится забыть в странствиях несчастную любовь) – этот мотив объединяет вокальные циклы Шуберта и других композиторов, чьи душевные порывы отразил жанр немецкой романтической песни (Lied). Для многих из них странничество осталось уделом юности (не все разделили горькую судьбу «вечного скитальца» Шуберта). Но, достигнув творческих вершин и даже сменив образ жизни на «оседлый», композиторы-романтики все равно оставались странниками в душе, испытывая тот страстный порыв к недостижимому идеалу, о котором в связи с творчеством Шумана писал П.И. Чайковский.

Герой малеровского цикла отправляется в странствия, оставив позади надежды юности и, по сути, весь век романтизма. Мы же погрузимся в истоки романтического стиля – мир шубертовской музыки.

Программа концерта составлена весьма необычно. Его откроет Пятая симфония (Си-бемоль мажор) – светлое, камерное по составу произведение, на первый взгляд, выдержанное в гайдно-моцартовском духе (это была единственная из симфоний Шуберта, исполненная при его жизни). Однако, в год создания симфонии (1816) юный Шуберт уже был автором «Лесного царя» и «Гретхен за прялкой». Лишь внимательное вслушивание в эту музыку, за вступительными аккордами которой начинается «подлинное музыкальное волшебство» (В. Спиваков), открывает подлинную эмоциональную глубину симфонии, скрытую под маской «камерности».

Прозвучит и написанный в том же году жизнерадостный «Концертштюк» для скрипки с оркестром (одна из трех концертных пьес Шуберта для скрипки).

Основная часть программы отдана песням Шуберта в оркестровой транскрипции. Наряду с известными и любимыми произведениями («Гретхен за прялкой», «Лесной царь», «Форель», «Серенада», «Песнь Миньоны») прозвучит одно из самых загадочных сочинений в этом жанре, почти не знакомое нашей публике. «Пастух на скале» - предпоследняя песня Шуберта, законченная незадолго до его смерти, единственная с участием солирующего кларнета. Это своего рода песня-кантата, в которой использованы тексты из разных стихотворений В. Мюллера и В. фон Шези в свободной компоновке. Песня посвящена выдающейся австро-немецкой певице Анне Мильдер Гауптман (первой исполнительнице партии Леоноры в обеих редакциях единственной оперы Бетховена «Фиделио», участнице легендарного исполнения «Страстей по Матфею» Баха под управлением Мендельсона-Бартольди); которой Шуберт предназначал главную роль в так и не поставленной опере «Альфонсо и Эстрелла». Возможно, с этим связан необычный для Шуберта «колоратурный» характер последнего (третьего) раздела песни.

Песни Шуберта прозвучат в исполнении артисток Молодежной программы Большого театра: Русланы Коваль, лауреата I премии Международного вокального конкурса им. Х.Даркле (Румыния, 2015 г.) Екатерины Морозовой и серебряного лауреата Байкальского международного конкурса вокалистов (Улан-Уде, 2015 г.) Анастасии Барун; а также солиста оперной труппы театра Олега Долгова.

Камерным оркестром Большого театра дирижирует его создатель, инициатор концертной серии «Песни странствующих мастеров» Михаил Цинман (он же будет вести концерт). Партию солирующей скрипки в «Концертштюке» исполнит заместитель концертмейстера группы скрипок оркестра Большого театра, лауреат международного конкурса Игорь Цинман; соло на кларнете в песне «Пастух на скале» - солист оркестра театра, лауреат международных конкурсов Дмитрий Лиманцев.