В начале концерта прозвучит, на первый взгляд, необычная в данном контексте пьеса — «Ричеркар» И.С. Баха — А. Веберна.
Шестиголосная фуга, открывающая одно из последних сочинений Баха — «Музыкальное приношение» — и представляющая собой вершинное достижение в области баховской полифонии, была написана в 1747 г. (на тему, предложенную композитору прусским королем Фридрихом Великим, страстным любителем музыки).
Почти два века спустя (1935 г.) она была переложена для состава камерного оркестра самым «догматичным» представителем Нововенской школы — Антоном фон Веберном, который довел композиционные принципы додекафонии до строжайшего рационализма. Полифония Баха в «пуантилистической» оркестровке Веберна напоминает переплетающиеся геометрические линии в «полом» пространстве, однако здесь уже действуют законы геометрии не Эвклида, но Лобачевского. Кажется, что перейдя из века в век (из XVIII-го — в XX-й), музыка вернулась к строгим правилам линеарности, подчиняющей себе эмоции и краски. Однако этот круг не мог быть сделан без бурных романтических всплесков.
Фигура Веберна станет своего рода стержнем программы концерта. Но если в Песнях для голоса и инструментального ансамбля на стихи Райнера Марии Рильке (op.8), написанных в 1910 г., ученик Шенберга, еще не полностью преодолевший влияния своего учителя, еще находится в творческом поиске, «пребывая» где-то между поздним романтизмом и экспрессионизмом, то в Шести немецких танцах (обработка сочинений Шуберта) у него уже совсем другое обличье — любовного охранителя музыкального «бидермейера» начала XIX века: незатейливые фортепианные миниатюры «поданы» в наиболее выгодном, но при этом скромном, без излишней пестроты, оркестровом одеянии.
Как непосредственное продолжение «шубертовской» линии немецкой романтической песни воспринимается и вокально-хоровой опус Иоганнеса Брамса (соч. 17), в котором женскому хору аккомпанирует необычный состав — две валторны и арфа. Он вызван поэтическими образами стихов Ф. Руперта (его «Es tönt ein voller Harfenklang» открывает цикл), У. Шекспира (отрывок из «Двенадцатой ночи»), К. фон Эйхендорфа («Садовник») и Р. Макферсона («Песнь Оссиана»). Песни были сочинены в 1860 г. в период работы молодого композитора с хоровыми коллективами Детмольда и Гамбурга. Впервые они прозвучали на концерте, организованном им совместно с ближайшими друзьями — Кларой Шуман и Йозефом Иоахимом. «Это шедевры. Как можно не любить такого человека!», — записала Клара Шуман в дневнике после премьеры.
Завершат концерт «Метаморфозы» Рихарда Штрауса. Это необычное сочинение для двадцати трех струнных инструментов было создано в последние месяцы Второй мировой войны по заказу швейцарского дирижера и мецената Пауля Захера. Эта «лебединая песня» 81-летнего композитора стала своего рода эпитафией «лежащему в руинах миру». Скорбный характер музыки подчеркивается «экспрессивным» тембром струнных инструментов, а густая полифоническим ткань вызывает в памяти образы из Хорошо темперированного клавира И.С. Баха.
В концерте примет участие приглашенная солистка оперной труппы, выпускница Молодежной оперной программы Большого Александра Кадурина (меццо-сопрано). За дирижерским пультом камерного оркестра театра — его руководитель, концертмейстер группы первых скрипок Михаил Цинман, ставший идейным вдохновителем и организатором этого концертного цикла.