И вновь солисты оркестра Большого театра демонстрируют мастерство сольного и ансамблевого музицирования. На этот раз героем концерта станет инструмент деревянной духовой группы — фагот; в программе прозвучат сочинения французских композиторов.
Музыка Франции — оперная и балетная, симфоническая, фортепианная, вокальная — на первый взгляд, известна у нас достаточно широко. Однако предлагаемый концерт раскроет для нас менее знакомый ее пласт.
«Французский Моцарт» — так современники называли Франсуа Девьена. Разностороний музыкант, композитор и педагог, он владел несколькими инструментами, однако наибольших успехов добился в игре на флейте и фаготе. Поступив в 1779 г. в прославленный оркестр Парижского оперного театра (тогда Королевской академии музыки), он вскоре занял место первого фаготиста; был профессором открытой в 1795 г. Парижской консерватории. Многочисленные сонаты, ансамбли и концертные симфонии для духовых инструментов Девьена пользовались большой известностью при жизни; в последние десятилетия они снова привлекают внимание исполнителей.
В первой половине ХХ века интерес к духовым инструментам вспыхивает у французских композиторов с новой силой. Во многом это происходит благодаря Игорю Стравинскому, автору «Октета» для духовых и ряда других сочинений, возрождающих старинный принцип «концертирования» как ансамблевого соревнования инструментов.
Классик французского музыкального импрессионизма Морис Равель не создал сольной музыки для фагота. Однако в концерте прозвучит его Вокализ-этюд в форме хабанеры, соч. 51 (1907 г.) — эта вокальная пьеса, сочинявшаяся в один год с «Испанской рапсодией» и оперой «Испанский час», известна во множестве переложений для струнных и духовых инструментов.
Композитор, дирижер и пианист польско-еврейского происхождения Александр Тансман бóльшую часть жизни провел во Франции. (Дружеские и творческие контакты связывали его с выдающимися деятелями искусства ХХ века — Морисом Равелем, Арнольдом Шенбергом, Игорем Стравинским, Джорджем Гершвиным, Андресом Сеговией и Чарли Чаплиным). Тем не менее, в композиторском творчестве он не потерял собственной индивидуальности, оставаясь верным национальным корням. Сонатина для фагота и фортепиано была написана в 1952 г, по возвращении композитора в Париж из США после Второй мировой войны.
Один из самых ярких представителей французской «Группы Шести» («Les Six»), Франсис Пуленк тяготел к музыке для деревянных духовых на протяжении всего творческого пути, порой используя не совсем обычные их сочетания. Юношеская соната для кларнета и фагота (1922 г.) была пересмотрена им в 1945 г. Камерная музыка Пуленка, отличаясь светлым лирическим характером и обаятельным мелодизмом, словно следует совету Клода Дебюсси: «Французская музыка стремится прежде всего доставлять удовольствие!»
Этого же принципа придерживался в своем творчестве Жан Франсе. Талантливого музыканта еще подростком отметил Морис Равель. Представитель знаменитой композиторской школы Нади Буланже, Франсе писал музыку в самых разных жанрах и формах — от масштабных ораториальных опусов до небольших пьес, включая камерные сочинения для всех оркестровых инструментов, написанные в традициях «неоклассицизма». Дивертисмент для фагота и струнного квинтета был закончен Жаном Франсе в 1942 г., и посвящен одному из лучших фаготистов ХХ столетия, солисту Лондонского симфонического оркестра и оркестра театра Ковент-Гарден Уильяму Уотерхаузу.
Современник композиторов «Группы Шести» Жак Ибер, учившийся в Парижской консерватории на одном курсе с А. Онеггером и Д. Мийо, известен нам прежде всего как автор музыки к знаменитому фильму «Дон Кихот» (1932) с участием Федора Шаляпина. Между тем, Ибер проявил себя в различных областях музыки, испытывая особый интерес к сольным и ансамблевым произведениям для духовых инструментов. «Арабеска» для фагота и фортепиано носит подзаголовок «Carignane» (сорт винного винограда испанского происхождения) и отличается ритмическим задором и «терпкостью» звучания.
Другой известный представитель французской музыки — Андре Жоливе — принадлежал к группе композиторов «Молодая Франция», возглавляемой Оливье Мессианом и во многом противопоставившей себя «Шести». Бóльшая часть творческого пути Жоливе прошла под знаком изучения культуры Африки и Юго-Восточной Азии («Гогеном в музыке» назвал Жоливе один из музыкальных критиков). Композитор сочетал интерес к европейской полифонии эпохи Возрождения, магическим символам восточных культов и подлинно французскому духу театральности в самом широком его понимании. Концерт для фагота, струнных, арфы и фортепиано (1954 г.) относится к позднему периоду творчества Жоливе, когда увлечение Востоком сменилось повышенным вниманием к традициям национальной культуры.
Композитор следующего поколения — Марсель Бич, вошедший в мир французской музыки во второй половине 1940-х гг., заслужил известность выдающегося музыковеда и теоретика. В своих произведениях Бич уделял особое внимание духовым инструментам, стремясь расширить их технические и эмоционально-образные возможности. Концертино для фагота и фортепиано, принадлежащее к раннему творческому периоду, было закончено в 1948 г. и посвящено крупнейшему французскому фаготисту прошлого века, профессору Национальной консерватории в Париже Гюставу Дерену.
Французская музыка для фагота прозвучит в исполнении солистов оркестра Большого театра Андрей Локаленкова и Алексея Бажалкина, а также артиста оркестра Дмитрия Плотникова. В концерте примут участие солист оркестра Сергей Петров (кларнет), артисты оркестра Татьяна Осколкова (арфа), Надежда Демьянова (фортепиано), а также струнный квинтет и камерный оркестр Большого театра (дирижер — Михаил Цинман). Партия фортепиано — Марина Тяхт.