«Есть истины в реченьях старины»*

19.12.2014

Поэзия далеких веков, отраженная в музыке ХХ века... Такова идея очередного концерта камерного оркестра Большого театра. Дмитрий Шостакович и Бенджамин Бриттен — два крупнейших композитора ушедшего столетия, которых можно назвать летописцами своей эпохи. Пожалуй, больше всего их объединяет живой эмоциональный отклик, возникавший сразу после премьерных исполнений, любовь миллионов слушателей, чувствовавших в их музыке отражение своих дум, переживаний и надежд. В моменты наибольшего творческого напряжения они искали истину в великих поэтических откровениях прошлого, стремясь найти ключ к сокровенным вопросам человеческого бытия...

Серенада для тенора, валторны и струнных была написана Бриттеном в разгар Второй мировой войны (1943 г.) для молодого, в скором времени прославившегося валторниста Дэнниса Брейна и выдающегося певца и спутника жизни композитора Питера Пирса; она стала своеобразным интермеццо в работе над оперой «Питер Граймс». Романтический жанр вокального цикла получает в бриттеновской «Серенаде» необычное воплощение: инструментальные Пролог и Эпилог, в которых партия валторны уподобляется человеческому голосу, обрамляют шесть песен на стихи английских поэтов разных эпох (от анонима
XV в. и Бена Джонсона до Уильяма Блейка и Альфреда Теннисона). Все стихотворения посвящены «ночной» тематике и отличаются сумрачным характером. Все же это обращение к лирической поэзии, выраженное простой и безыскусной музыкой, кажется бесконечно далеким от окружающего мира, затянутого в водоворот жестокости и смерти; однако, именно здесь автор «Военного реквиема» находил источник творческих сил, который позволял ему видеть «свет во тьме».

Предыдущим вокальным циклом Бриттена были Семь сонетов Микеланджело для голоса и
 фортепиано. Шостакович, посвятивший Бриттену Четырнадцатую — «вокальную» — симфонию, обратился к стихам Микеланджело перед смертью. Этот вокальный цикл, наряду с Пятнадцатым квартетом и альтовой сонатой, входит в число завершающих творчество Шостаковича произведений.

Сюита на
 стихи Микеланджело Буонаротти, соч. 145 (композитор взял русский перевод, принадлежавший литературоведу Абраму Эфросау), законченная в 1974 г., посвящена супруге Шостаковича Ирине, верной спутнице последних лет его жизни. Одиннадцать стихотворений, отобранных композитором, не объединены сюжетно, но волею гения составляют единое целое. Последнее вокальное сочинение Шостаковича раскрывает идеи творческого вдохновения и любви, разлуки и одиночества, смерти и бессмертия. Первым исполнителем вокальной «Сюиты» Шостаковича стал выдающийся певец, солист Большого театра Евгений Нестеренко.

В
 исполнении «Серенады» Бриттена примут участие артист Молодежной оперной программы театра, лауреат международных конкурсов Богдан Волков и артист оркестра Большого театра Артур Арзуманов (валторна). «Сюиту» Шостаковича исполнит солист оперной труппы народный артист России Александр Науменко (бас), в свое время создавший яркий образ Бориса Тимофеевича в постановке оперы «Леди Макбет Мценского уезда» в Большом театре. Камерным оркестром Большого театра дирижирует его руководитель, концертмейстер группы первых скрипок, идейный вдохновитель камерных концертных циклов Бетховенского зала Михаил Цинман.

* В заголовок вынесена строка из стихотворения Микеланджело Буонарроти.