Внимание: Пауль Хиндемит!

20.01.2015

«Музыка должна быть превращена в моральную силу...»
П. Хиндемит

«
All-round-musiker» («всемузыкант») — такое «амплуа» закрепилось за Паулем Хиндемитом среди его современников. Один из крупнейших альтистов своего времени, профессионально владевший и другими смычковыми инструментами (а также, подобно Шостаковичу, изучивший технику игры на всех духовых инструментов симфонического оркестра!); дирижер, оставивший несколько интереснейших записей; крупный педагог и музыкальный теоретик, автор собственной тонально-гармонической системы; музыкальный писатель и философ; наконец, композитор, за полвека творческой жизни прошедший серьезную стилевую эволюцию и обращавшийся ко всем существующим музыкальным жанрам — от масштабных оперных и симфонических полотен до детских пьес... В отличие от подавляющего большинства своих современников Хиндемит вошел в музыкальную культуру ХХ века не как «революционер», а скорее как «консерватор», а точнее как приверженец вековых традиций европейской музыки. Впрочем, в те времена такие убеждения требовали от разделявшего их едва ли не большей смелости.

«
Появление Хиндемита в музыкальной жизни наших дней надо оценивать как счастливое событие: это представитель здорового, светлого начала среди всей окружающей тьмы», — писал Игорь Стравинский. Подобно своему русскому коллеге, Хиндемит стал одним из ведущих представителей «неоклассицизма». Пройдя через период музыкального радикализма, раскрытого по-своему ярко и талантливо (дерзкие эксперименты с джазовой и танцевальной музыкой, приемы эпатажа и гротеска), композитор пришел к сознательному творческому самоограничению.

Оно явилось результатом длительной педагогической работы, теоретических и философских размышлений о роли искусства в современном, ежеминутно меняющемся мире (впрочем, Хиндемит никогда полностью не отвергал традиционные фундаментальные основы:
«Тональность есть сила, подобная земному притяжению»). Авторский стиль композитора со временем откристаллизовался в музыкальное подобие старой немецкой гравюры, с ясными контурами и четким рисунком, совершенной архитектоникой и насыщенным полифоническим объемом (недаром самым популярным сочинением Хиндемита стала симфония «Художник Матис», посвященная полотнам мастера немецкого Ренессанса, современника Дюрера Матиаса Грюневальда).

Живший в эпоху мировых войн и революций, когда даже в искусстве господствовали идеи анархии и разрушения, Хиндемит твердо верил в «Гармонию мира» (так называется его последняя симфония, построенная на музыке одноименной оперы), в созидающий аспект музыкального искусства.
«Мы воспринимаем ее [музыки] звуки и формы, но они остаются лишенными смысла, если мы не включаем их в нашу личную умственную деятельность и не используем ее возбуждающее свойство для обращения души ко всему благородному, сверхчеловеческому, идеальному».

Театральные произведения Хиндемита — автора одиннадцати опер и пяти балетов — никогда не ставились ни в Большом, ни в других крупных театрах нашей страны (в начале 1930-х гг., в эпоху относительной свободы искусства, театр планировал поставить комическую оперу «Новости дня», но начавшаяся вскоре борьба с «формализмом» не позволила осуществить задуманное). А вот с его камерной музыкой наша публика познакомилась еще в 1927 г., когда в составе основанного им струнного квартета Хиндемит (исполнявший партию альта) приезжал в Москву и Ленинград. Камерно-инструментальные жанры представляли для композитора особый интерес: стремясь расширить репертуар «редких» инструментов, он последовательно сочинял произведения для всех (!) инструментов симфонического оркестра, всякий раз удачно подчеркивая темброво-выразительные возможности каждого инструмента.

Именно камерной музыке Пауля Хиндемита и будет посвящен предстоящий юбилейный фестиваль, который пройдет на сцене Бетховенского зала. В первом концерте фестиваля прозвучит "
Kleine Kammermusik Nr.2"/"Маленькая камерная музыка № 2″ (I отделение) — сюита для духового квинтета, написанная в 1922 г. для исполнения на фестивале современной музыки в Донауэшингене и представляющая собой образец стиля молодого Хиндемита с элементами неоклассицизма. Также будет исполнен духовой квинтет (для гобоя, кларнета, фагота, валторны и фортепиано) В.А. Моцарта KV452 (1784 г.) — одно из самых своеобразных камерных сочинений композитора. «Я сам считаю его лучшим из всего, что я написал в своей жизни», — писал Моцарт вскоре после премьеры квинтета. Сопоставление в одной программе двух этих имен неслучайно — полуторавековая дистанция позволит ярче выявить «константу» немецкой музыкальной традиции, характерную даже для наиболее «авангардистских» сочинений Хиндемита 1920-х гг.

Сонаты Хиндемита для валторны и тромбона с фортепиано, сочиненные в 1941-43 гг., когда композитор жил в США, дополнят
I отделение, в котором будет звучать исключительно музыка немецкого мастера.

Камерная музыка Моцарта и Хиндемита прозвучит в исполнении духового квинтета Большого театра в составе: заслуженный артист России Сергей Лысенко (гобой), Николай Попов (флейта), Сергей Петров (кларнет), Андрей Рудометкин (фагот) и Алексей Раев (валторна). Этот ансамбль был создан недавно, но уже заявил о себе в наступившем сезоне презентацией компакт-диска. В концерте также участвует солист оркестра Большого театра, доцент Московской консерватории Эркин Юсупов (тромбон). Партию фортепиано исполнит известный пианист и концертмейстер, лауреат международных фортепианных и ансамблевых конкурсов Яков Кацнельсон.