Моцарт. Дорога в Париж.

23.01.2015

1777 год. Вольфганг Амадей Моцарт после долгого ожидания получает от архиепископа Коллоредо отпуск — и возможность покинуть опостылевший ему провинциальный Зальцбург. Он стремится в Париж — город, ставший центром европейской культуры и прогрессивной мысли. Именно туда в начале 1770-х г. отправился Глюк, полный реформаторских идей, но не встретивший понимания на родине; сам Моцарт пятнадцать лет до того покорил французскую столицу как «чудо-ребенок».

Дорога Моцарта в Париж пролегала через Мюнхен, Аугсбург и Мангейм. Последний город был для него особенно привлекателен — благодаря прославленной капелле, состоявшей из превосходных, известных всей Европе музыкантов. В Мангейме Моцарт познакомился с семейством Вебер и обручился со старшей дочерью, талантливой певицей Алоизией (впоследствии помолвка будет расторгнута — и женой Моцарта станет ее младшая сестра Констанца).

В Париж Моцарт прибыл вместе с матерью в марте следующего года и пробыл там семь месяцев. Однако пребывание во французской столице не принесло ему удачи; более того — там заболела и скоропостижно скончалась его мать. Моцарту не удалось вписаться в избранный круг парижского света: бывший вундеркинд уже никого не интересовал. Не смогла помочь и протекция известного журналиста и энциклопедиста Мельхиора Гримма, в свое время восторгавшегося «чудо-ребенком
». «Он слишком прямодушен, малоактивен — пишет Гримм отцу композитора, — его очень легко поймать на удочку, он слишком мало внимания уделяет занятиям, которые могут привести к удаче. <...> я пожелал бы ему иметь наполовину меньше таланта и вдвое больше житейской смекалки, тогда бы я не боялся за него». За исключением нескольких заказов (в том числе музыки к балету «Безделушки» Ж. Новерра), Моцарт так и не получил ни одного серьезного предложения и вынужден был вернуться в Зальцбург.

Однако творческий итог «парижских странствий» Моцарта был весьма значителен — не столько в количественном, сколько в качественном отношении. Созданная по инициативе мангеймских инструменталистов Концертная симфония для солирующих духовых ми-бемоль мажор
KV297b (к сожалению, она так и не была исполнена в Париже и была найдена только почти столетие спустя) открыла новый жанр в творчестве композитора. Музыка к балету «Безделушки» — единственный опыт сотрудничества Моцарта с конгениальным ему хореографом — обнаруживает глубокое постижение им особенностей французской танцевальной музыки. Скрипичная соната ми минор KV304, подобно известной сонате ля минор для фортепиано, выделяется среди других камерных сочинений, написанных в Париже, страстным драматическим характером; иные страницы этой музыки наполнены подлинной трагедией — смерть матери и рухнувшие надежды наложили на нее свой неизгладимый отпечаток.

Две концертные арии для сопрано с оркестром (
KV 418 и KV 419), которые дополняют программу концерта, были написаны позже, в 1783 г., — в то время композитор находился в Вене. Моцарт сочинил их для своей бывшей невесты Алоизии Вебер в качестве вставных арий к опере П. Анфосси «Безрассудный любопытный».

Концертная симфония Моцарта прозвучит в исполнении солистов оркестра Большого театра России — Натальи Береславцевой (флейта), Софьи Беляевой (гобой), Андрея Локаленкова (фагот), а также артиста оркестра Артура Арзуманова (валторна). Концертные арии исполнит артистка Молодежной оперной программы театра Руслана Коваль (сопрано).

Камерным оркестром Большого театра дирижирует концертмейстер группы первых скрипок Михаил Цинман. В его исполнении прозвучит и скрипичная соната Моцарта (в ансамбле с лауреатом международного конкурса пианисткой Никой Лундстрем).