Первые концерты фестиваля, начавшегося осенью 2014 г., представляли крупнейшие очаги музыкальной культуры европейского барокко — Италию и Францию. На этот раз слушателям предстоит музыкальное путешествие по туманному Альбиону. В то время бедная композиторскими талантами, Британия стала второй родиной одного из величайших мастеров музыки XVIII в. — Георга Фридриха Генделя.
Впрочем, всю долгую жизнь Генделя, как и его полувековой творческий путь, можно назвать «большим музыкальным путешествием». Три страны — Германия, Италия и Великобритания — почти в равной мере повлияли на формирование его авторского стиля.
На родине, в Галле (Германия), он постигал основы профессионального мастерства, в Гамбурге дебютировал в оперном и ораториальном жанрах.
Неизгладимый след в творческой биографии Генделя оставило и четырехлетнее пребывание в Италии (1706-1710 гг.); в совершенстве овладев инструментальной и, прежде всего, вокальной итальянской традицией (belcanto), он закрепил за собой «право» на итальянскую оперу триумфом «Агриппины» в Венеции (1709 г.); с той поры в течение тридцати лет основные творческие усилия Генделя были связаны с оперным жанром.
Стремление к расширению творческого диапазона, к большей открытости перед слушательской аудиторией направило композитора к британским островам — и здесь решающее значение имел безоговорочный успех оперы «Ринальдо» (1711 г.), более десяти лет не сходившей с лондонских театральных подмостков.
Однако период пребывания Генделя в Англии менее всего походил на «тихую гавань» — бóльшая его часть обернулась для композитора новой, еще более напряженной борьбой с интригами музыкальных конкурентов и представителей политической оппозиции (которые считали своим долгом дискредитировать его как «фаворита» правящего короля). Трижды созданный усилиями Генделя оперный театр разорялся — и снова он с неукротимой энергией брался за дело, достигая новых триумфов. Лишь в 1740-е гг. ему удалось занять подобающее место в пантеоне выдающихся деятелей британской культуры, но уже как автору монументальных библейских ораторий.
Программа концерта представляет собой своего рода антологию оперного творчества Георга Фридриха Генделя, признанного высшим достижением европейской оперы первой половины XVIII столетия. В стенах Большого театра, который лишь раз за всю историю своего существования обратился к Генделю (опера «Юлий Цезарь» была поставлена в 1979 г.), почти все произведения прозвучат впервые. Будут исполнены фрагменты не только из популярных в настоящее время опер «великого саксонца» — «Агриппины», «Юлия Цезаря» (1724 г.), «Ксеркса» (1738 г.), «Ринальдо» или написанной под впечатлением лондонских гастролей Королевской академии музыки Парижа оперы-балета «Альцина» (1735 г.), но и гораздо менее известных произведений — «Роделинды» (1725 г.), «Адмета» (1727 г.), «Партенопы» (1730 г.), «Орландо» (1733 г.), «Ариоданта» (1735 г.). Публика также услышит избранные номера из «маски»* «Альцеста» (1750 г.) и популярнейшей оратории «Мессия» (1742 г.).
Арии и ансамбли Генделя прозвучат в исполнении солистов оперной труппы, недавних выпускников Молодежной оперной программы (МОП) Большого театра Юлии Мазуровой, Ольги Кульчинской и Андрея Жилиховского; нынешних артистов МОП Екатерины Морозовой, Кристины Мхитарян, Александра Киреева и Даниила Чеснокова.
В концерте примет участие и контр-тенор Дмитрий Синьковский, уже знакомый публике Большого театра в качестве скрипача-солиста (он участвовал в первом концерте фестиваля).
Инструментальным ансамблем «Questa musica» дирижирует его создатель и художественный руководитель, ассистент главного дирижера Государственной академической симфонической капеллы России Филипп Чижевский.
*«Маска» (masque) — традиционный музыкально-драматический жанр, возникший в XVII в. и представленный в творчестве Г. Перселла, Г.Ф. Генделя и других английских композиторов.