Хиндемит-2

17.02.2015

Во втором концерте мини-фестиваля, как и в предыдущем, музыка Хиндемита будет представлена в широком историческом контексте, подчеркивающем свойственный немецкому мастеру синтез «старого» и «нового», глубокую связь с классической традицией немецкой музыкальной культуры.

Концерт обрамляют два произведения Бетховена — «Andante favori» фа мажор WoO 57 (1804 г.), лирическая фортепианная пьеса, изначально задуманная как средняя часть знаменитой сонаты № 21 («Аврора»), и духовой квинтет ми-бемоль мажор соч. 16 (1796 г.), одно из первых сочинений Бетховена, вдохновленное квинтетом Моцарта KV452 и написанное в той же тональности и с тем же инструментальным составом (этот квинтет прозвучал на первом концерте хиндемитовского фестиваля), — дань молодого композитора традиции венской духовой музыки.

Соната для арфы соло, написанная в Швейцарии в 1939 г. для одной из крупнейших исполнительниц ХХ столетия К. Гатти-Альдрованди, демонстрирует эмоционально-сдержанный «неоклассический» стиль позднего Хиндемита; в трех разнохарактерных частях сонаты композитор раскрывает все богатство и многообразие звучания этого древнейшего музыкального инструмента.

«Контроверсом» к этому сочинению прозвучит фортепианная сюита «1922» — ярчайший образец хиндемитовского музыкального гротеска. «Барочное» строение сюиты, имитирующее старинные образцы жанра, парадоксально сочетается с популярными в 20-е гг. эстрадными танцами (шимми, вальс-бостон, рэгтайм) и острым, урбанистическим звучанием, который в финальном «Рэгтайме» доходит до предела «механической» жесткости («Играй, как машина!» — гласит авторский комменатрий к последней пьесе).

Роль связующего звена между традицией и современностью выполняет в программе концерта Cоната фа мажор для альта и фортепиано. Ее создание в 1919 г., в рамках масштабного камерного «опуса 11», было связано с окончательным выбором Хиндемита-исполнителя в пользу альта (до этого он участвовал в камерных ансамблях в качестве второго скрипача и контрабасиста). Основной идеей этой сонаты можно назвать «синтез» на самых различных уровнях: синтез традиционной трехчастной сонаты и свободной фантазии со сквозным развитием («Фантазия» — название первой части, две последующие представляют собой единый вариационный цикл, при этом каждая из частей вполне закончена внешне); свободное сочетание наиболее распространенных в музыке крупных форм — сонатной, вариационной и рондо; наконец синтез классической структуры и гармонии с новаторскими элементами музыкального языка ХХ века.

Камерная музыка Бетховена и Хиндемита прозвучит в исполнении солистов оркестра, участников духового квинтета Большого театра: заслуженного артиста России Сергея Лысенко (гобой), Сергея Петрова (кларнет), Андрея Рудометкина (фагот) и Алексея Раева (валторна). В концерте также участвуют солист оркестра Большого театра, концертмейстер группы альтов Илья Соколов и солистка оркестра, лауреат всесоюзных и международных конкурсов Нина Рябчиненко (арфа). Партию фортепиано исполнит известный пианист и концертмейстер, лауреат международных конкурсов Яков Кацнельсон.