Хиндемит-3

05.03.2015

В программе третьего, заключительного концерта мини-фестиваля музыки Пауля Хиндемита его творчество сопоставлено с творчеством И.С. Баха. Четвертый Брандербургский концерт соль мажор, в котором солирующая группа состоит из скрипки и двух флейт, внешне построен по принципу «concerto grosso» (чередования группы солистов и tutti), но по развитию музыкального материала тяготеет к ансамблевому концертированию будущей, классицистской эпохи; тонкое контрапунктическое кружево голосов сочетается с динамичным ритмическим «током» музыки. Менее известен российскому слушателю Концерт ля мажор — переработанный Бахом в Лейпциге для клавира с оркестром, он первоначально сочинялся для гобоя д’амур; в этом варианте он и будет исполнен.

Рядом с баховскими творениями «Камерная музыка (
Kammermusik) № 3» Хиндемита, написанная двести лет спустя, воспринимается как сознательный «взгляд в прошлое». В этом опусе уже нет радикальной остроты, свойственной произведениям композитора начала 1920-х гг.; внешние контуры цикла возрождают форму барочного концерта. Солирующая виолончель выделяется из группы остальных девяти инструментов, однако каждый из них ведет свой голос как самостоятельную «мелодическую единицу».

Более традиционно, не без налета редкой для Хиндемита романтической страстности звучит двойной Концерт для фагота, трубы и струнного оркестра, сочиненный в 1949 г. Тембровый и регистровый контраст солирующих инструментов, относящихся к разным группам духовых, оттеняется эмоционально насыщенным звучанием струнных.

«Траурная музыка» (
Trauermusik) для альта и камерного оркестра (1936 г.) — одно из самых известных концертных сочинений Хиндемита. Необычна история его создания — композитор направлялся в Лондон, где должна была состояться премьера его концерта для альта, но неожиданная смерть короля Георга заставила организаторов переменить свои планы. Хиндемиту было предложено исполнить другое сочинение, более соответствующее моменту, — и за несколько часов до предполагаемого выступления он написал новую концертную пьесу, встреченную с большим успехом. Мастер, всегда находящийся «во всеоружии», готовый направить свое вдохновение в требуемое русло, — таков был идеал Хиндемита, примером которому служил Бах и другие композиторы эпохи Барокко. Впрочем, никакие заданные условия не должны снижать эмоционального воздействия — подобно другим лучшим сочинениям Пауля Хиндемита, «Траурная музыка» и сегодня покоряет слушателя своей экспрессией, облеченной в благородные одежды строгой, «античной» скорби.

Музыка Баха и Хиндемита прозвучит в исполнении солистов-концертмейстеров и артистов оркестра Большого театра — заслуженных артистов России Александра Калашкова (скрипка) и Сергея Лысенко (гобой), Натальи Береславцевой
и Эрика Шахназаряна (флейты), Ильи Соколова (альт), Бориса Лифановского (виолончель), Алексея Корнильева (труба) и Андрея Рудометкина (фагот). За дирижерским пультом камерного оркестра Большого театра — вдохновитель концертов Бетховенского зала, концертмейстер группы первых скрипок Михаил Цинман.