Рахманинов и современники

15.05.2015

Идея принадлежит замечательной пианистке, педагогу и общественному деятелю, лауреату международных конкурсов Ольге Филатовой, концерты которой с успехом проходят во многих странах мира. «Пианистка, владеющая тихим звучанием, нежнейшим прикосновением и тонкой культурой звука», «обладательница бриллиантовой техники», «идеальное владение нюансировкой внутри больших фраз», — такими восторженными эпитетами награждает ее выступления зарубежная пресса.

Вместе с г-жой Филатовой в концерте примут участие выпускница Молодежной оперной программы Большого театра Нина Минасян (сопрано), концертмейстер оркестра Большого театра Кирилл Филатов (скрипка), заместители концертмейстера Владимир Стрельцов, Федор Амосов (виолончели), Кирилл Носенко (контрабас), артисты оркестра Роман Денисов (скрипка), Дмитрий Безинский (альт), Вячеслав Чухнов (виолончель), концертмейстер оперной труппы Алла Басаргина, а также лауреат международных конкурсов, солистка Капеллы Москвы под руководством Вадима Судакова Мария Мохова (сопрано) и дипломант Российской гильдии пианистов-концертмейстеров Виталий Егоров (фортепиано).

Стержень концертной программы составляют произведения Рахманинова разных лет. Элегическое трио № 1 (1893 г.), сочиненное недавним выпускником Московской консерватории и посвященное «памяти великого художника» (П.И. Чайковского), предсказавшего Рахманинову великую будущность; избранные романсы 1890-1900-х гг. («Не пой, красавица», «Сирень», «У моего окна», «Здесь хорошо»), продолжающие традиции русской вокальной лирики и еще при жизни автора заслужившие всеобщее признание; а также три этюда-картины из соч. 39 (1916-17 гг.), в которых сконцентрированы высшие достижения композиторского и пианистического стиля Рахманинова.

Соната № 9 (1912-13 гг.) — одно из лучших сочинений позднего Скрябина — великого современника Рахманинова, композитора и пианиста, творческие поиски которого устремлялись совсем к иным, мистическим далям. Сам композитор называл сонату «Черной мессой» ввиду преобладания в ней мрачных, трагических образов. Однако сгустившиеся, «темные» краски характерны и для музыки Рахманинова 1910-х гг.

Во многом под влиянием Скрябина формировался творческий облик Артура Лурье (настоящее имя Наум Израилевич Лурья) — композитора, имя которого относительно недавно возвратилось на концертные афиши. Один из ярчайших представителей предреволюционного музыкального авангарда, близкий кругу «футуристов», он первым из русских композиторов переложил на музыку поэзию Анны Ахматовой (вокальный цикл «Четки», 1914 г.; затем его примеру последовал и Прокофьев). Поэта и композитора связывали тесные личные и творческие отношения. Лурье посвящены ахматовские строки, воспевающие их встречи среди петербургской богемы в «Бродячей собаке»:

Да, я любила их, те сборища ночные, —
На маленьком столе стаканы ледяные,
Над черным кофеем пахучий, тонкий пар,
Камина красного тяжелый, зимний жар,
Веселость едкую литературной шутки
И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий.

Несколько лет спустя Лурье, вначале истово поверивший в революцию и включившийся в новое «музыкальное строительство», разделит эмигрантскую судьбу Рахманинова, но в отличие от него закончит свои дни в США в безвестности и одиночестве.


Пианистическая и композиторская звезда Сергея Прокофьева взошла в конце 1900-х — начале 1910-х гг. Его «дерзкий», эпатирующий стиль также связывали с устремлениями футуристов, бесконечно далекими от «устаревшего» в их глазах Рахманинова. В концерте, однако, прозвучит одно из последних его произведений — Соната для виолончели и фортепиано, впервые исполненная в 1950 г. молодыми М. Ростроповичем и С. Рихтером. В поздние годы в музыке Прокофьева ярче проявились черты стиля, связывавшие его с классической традицией русской музыки, в том числе, и с творчеством Сергея Рахманинова.